Сегодня я расскажу вам более подробно о достопримечательностях города Чендэ. В предыдущем материале я описывал, как туда добраться, на сколько дней стоит ехать, и т.д., так что сейчас я не стану останавливаться на технических вопросах, а расскажу непосредственно о достопримечательностях. Я еще раз покажу вам карту города, которую я нарисовал, для того, чтобы вы представляли себе, где именно находится место, о котором я вам рассказываю.

Начну я рассказ, конечно с летней императорской резиденции, так как она занимает большую площадь, чем все остальные достопримечательности вместе взятые. На карте территория резиденции обведена зеленым. По-китайски она называется 避暑山庄, хотя вам вряд ли понадобится показывать это название таксисту, если вы будете жить на центральной площади, так как вход в резиденцию находится всего в 2х минутах ходьбы оттуда. Речь про главный вход, который на карте в самом низу.

Резиденция строилась с 1703го по 1792 годы, в течение 89 лет и занимает более 5ти квадратных километров – это около половины всего города Чендэ, и на ее территории находится масса интересных, в основном относительно небольших, достопримечательностей. Ныне это городской парк, куда ходит довольно много местных и приежих.

Сразу за входом в резиденцию вы попадете в Летний Императорский Дворец. Если вы уже были в Летнем Дворце в Пекине, и ожидаете, что тут увидите то же самое, то спешу вас обрадовать – этот дворец совсем не похож на Пекинский, он меньше и выполнен в другом стиле.

Здесь дворец, скажем так, менее «имперский» и более домашний, подходящий под то, чтобы сидеть жарким летним вечером на террасе и попивать ароматный чай.

В некоторых залах дворца выставлены различные экспонаты – старинная керамика, скульптуры.

Так же тут есть интересная мемориальная доска, которая гласит: Не забудем национальное унижение: 28 Октября 1860 года, император Сянфен был вынужден подписать мирное соглашение с Британией, Францией и Россией, в результате которого, Южный Кулун был отдан Британии а более миллиона квадратных километров северных территорий отошли России. Должен сказать, что Китайцы очень трепетно относятся как к успехам своего государства, так и к его поражениям, стараясь помнить и то и другое, так как первое дает повод гордиться своей страной, а второе – учиться на ошибках.

Дворец стоит на некоторой возвышенности, так что выйдя из него, вы увидите перед собой внизу большие пруды. Территория прудов – основное прогулочное место для горожан, тут как правило много народу. Китайцы вообще любят проводить время на свежем воздухе и занимаются многими хобби не дома, а на в парках. Тут вы можете увидеть людей, играющих на музыкальных инструментах…

Или исполняющих оперные арии под фонограмму (опера, конечно Китайская)…

По самим прудам же люди катаются на лодках и катамаранах. Если у вас много времени, то вы тоже можете покататься на лодке, это совсем не дорого, а прокатчики всегда вам помогут и подскажут, даже не зная вашего языка, так что проблем не возникнет.

Слева от пруда (если смотреть на север), начинается горная часть парка. Если вы приехали в Чендэ с мая по Октябрь, эта часть будет для вас открыта. По горной части гуляют олени, в ней есть несколько небольших храмов, а с ее северной оконечности открывается превосходный вид на храмы напротив. Я был там в Апреле, и увы, был лишен всего этого. Вся горная часть была закрыта, и на каждой, даже самой мелкой тропинке, стоял стул, на котором сидела тетечка с красным флагом, запрещающая пройти дальше. Меня поразило, насколько скрупулёзно Китайцы закрыли все, даже самые маленькие, проходы и проходики, прорваться в горную часть я не смог, и мне оставалось только пойти по озерной части парка.

Но и тут, на равнине, есть много всего интересного. К примеру – живописный комплекс беседок для чаепитий.

А так же – небольшой Конфуцианский храм со статуей Гуань Юя, изображающего его с его любимой книгой в руках.

Неподалеку от храма находится библиотека. Вы думаете, библиотека – это скучно? Древние Китайцы с вами не согласились бы. Для них – библиотека не только место хранения книг и свитков, но и место, где можно посидеть, полюбоваться красивыми видами и подумать.

Ну а местные дети эти красивые виду с успехом используют, как скалодром, не взирая на табличку «не залезать».

За этот свой рассказ, я буду ни раз повторять фразу «К сожалению, там шел ремонт», потому, что как раз тогда, когда я был в Чендэ, там проходила масштабная реновация всего чего только можно. Так, в частности, шел ремонт и в этой библиотеке, но это не делало этот комплекс зданий менее красивым.

Несколько дальше вы можете увидеть монгольские юрты. Это – отель, и в нем можно снять юрту себе. Внутри юрты – вполне благоустроены, они лишь снаружи выглядят как настоящие монгольские жилища.

Далеко за юртами возвышается длинная тонкая пагода – единственное каменное строение, кроме стены конечно, небольшого буддистского храма, который полностью сгорел.

Пагода очень красивая и элегантная, и на нее можно подняться. Интересно, что она была построена, как копия другой пагоды, расположенной в Южном Китае. Вообще в Чендэ очень много строений, которые строились, как копии различных известных строений по всему Китаю. Это делает Чендэ уникальным местом, где можно увидеть архитектуру различных стилей.

Неподалеку от пагоды находится второй выход с территории резиденции, куда я и направился, так как в горную часть так и не смог проникнуть. Выйдя тут, вы попадете на берег реки. В Апреле она выглядела скорее как ручей среди полей, но в другое время это может быть и полноводный поток.

Отсюда можно дойти до Pule Temple, если перейти реку по мосту, что неподалеку, направится на север (любой автобус в ту сторону или пешком), и доехать до Puning Temple, либо на 8м автобусе доехать до Xumi Fushou Temple. Лично я перешел пешком реку, но рассказывать буду о храмах по порядку, начиная с самого восточного.

Еще скажу о билетах. Чендэ делится на так называемые сценические области (scenic areas). Покупая билет на любой объект в некоей сценической области, вы покупаете билет во все остальные объекты автоматически. Потому не выбрасывайте билеты, пройдя в один храм, по им же вы пройдете и в другие места! Обозначенные мной выше три направления как раз и показывают три области, объединенные общими билетами, по сути – верх карты города, ее угол и ее права сторона.

Итак, начнем разговор о храмах по часовой стрелке. Первым идет Храм статуи Манчжушри (殊像寺). На момент моего пребывания в Чендэ он не принадлежал ни к одной сценической области и вообще был закрыт на ремонт. Ремонт уже закачивался, и было видно, что этот храм очень красив, но увы, попасть внутрь и снять что-либо мне не удалось. Храм посвящен Манчжушре – учителю Будд прошлого, воплощению вселенской мудрости. Очень советую вам там побывать, ведь сейчас, после ремонта, храм просто таки засияет.

Дальше по часовой стрелке – дворец малая Потала (Putuo Zongcheng Temple, 普陀宗乘之庙). Этот огромный поражающий воображение храм воздвигнут как копия дворца Потала на Тибете. Он был построен в знак мира и дружбы между народами Китая и Тибета, который в 1700х годах, как и сейчас, входил в состав Китая. Это одновременно был и буддистский монастырь ламаистского толка, и императорский дворец на врем пребывания императора в Чендэ.

Территория монастыря застроена зданиями, выполненными в тибетском стиле. Внешне они выглядят как 2-3х этажные здания со многими окнами. Как правило они либо белого, либо красного цвета.

Однако, вблизи оказывается, что окна по больше части просто нарисованы. Тибетцы верили, что в окна могут влетать злые духи, и рисовали для них «обманки», чтобы они ударялись о твердую кладку.

Но это еще не всё! Здесь, в малой Потале, эти дома – двойные обманки! Часто внутри «тибетского дома», используя его стены, как крохотную крепость, прячется традиционный китайский деревянный дом!

Еще интересно, что некоторые китайские дома, стоящие внутри тибетских, выше, чем тибетские, и получается, что традиционная китайская крыша накрывает тибетский дом. Это как бы подчеркивает, с одной стороны, власть Китая в Тибете, с другой – то, что империя не только властвует, но и защищает Тибет от внешних невзгод.

Но все эти домики не идут ни в какое сравнение в центральным строением храма – дворцом. Это – чудо строительства шестнадцатого века, по сути – небольшой многоэтажный город, вписанный в один огромный дом.

Не знаю, есть ли что-то в его белом основании, возможно это лишь огромный фундамент, и туда вроде как нет прохода. Все посетители поднимаются по огромным лестницам до основания красной части, где вдоль стен стоят огромные треножники с водой, для тушения пожаров.

Стены повсюду украшены керамикой с изображение Будды.

Отсюда начинается путешествие по внутренней части «здания». Вообще, создается стойкое ощущение, что то, что внутри – больше, чем то, что снаружи, настолько много павильонов, хвамов, пагод и переходов находятся внутри.

Я не буду описывать как дойти до каких то частей, лишь покажу вам несколько мест, которые прячутся внутри этого огромного здания. Вот, например, двор, в котором Император отдыхал. Тут даже есть паланкин, в котором его носили слуги.

А вот пространство над этим двориком…

Тут же находятся два небольших красивых храма. Увы, внутри храмов сидят «Нофотосы», как я их назвал – тетушки, которые следят за тем, чтобы внутри никто не фотографировал и если что, грозно кричат «Но фото!». Так как храм не действующий, обойти этих Нофотосов очень сложно, они же госслужащие и твердо выполняют порученную им работу. Но зайдя внутрь, вы увидите красивые Тибетские статуи, по больше части – бронзовые.

А вот, по сути, центральная площадь городка-в-доме и главный храм.

Все это очень тесное, и снять так, чтобы было видно что это и понятно как все располагается – очень трудно, однако, обладая хорошей техникой (вот где я про себя восхвалял свою SONY A-77!), все таки можно.

Центральное здание построено вокруг могилы какого то известного Тибетского подвижника. На сей раз мне удалось снять это место вопреки бдительным Нофотосам.

С двух сторон располагаются галереи, в которых сейчас стоят различные скульптуры, а раньше это были как бы небольшие улочки внутри которых стоят пагоды неописуемой красоты, уставленные небольшими статуями. Снять их целиком не реально, даже если бы никто не следил, но я снял их с более верхнего этажа через стекло.

Второй этаж центрального двора изобиловал дверьми, тут жили люди, обеспечивавшие комфорт Императора.

Поднимаясь все выше поражаешься, сколько всего скрыто внутри этого дома, который снаружи выглядит просто как красный прямоугольник!

Наконец, достигнув последнего этажа малой Поталы, оказываешься на ее крыше, откуда открывается интересный вид на то, что только что проходил внизу.

Но и тут есть свои строения!

Самая верхняя точка – павильон богини милосердия Гуанинь.

Отсюда открывается вид на все остальные храмы Чендэ, в том числе на храм ПуЛе (он виден совсем вдалеке). Эти два храма – ПуЛе и малая Потала олицетворяют совместную жизнь Китая и Тибета и являются как бы двумя главными храмами Чендэ.

Также отсюда можно бросить взгляд и на собственно территорию малой Поталы перед тем, как пойти обратно вниз.

Это место – западет в душу. Уверен, если вы тут побываете, вы никогда его не забудете!

Но, время идти дальше по часовой стрелке… Следующий храм – Xumi Fushou Temple (须弥福寿之庙), Храм счастья и долголетия. Этот храм являет собой смесь Китайского и Тибетского архитектурных стилей и производит несколько другое впечатление, нежели малая Потала.

Построен он был в 1780м году, в год 70-летия императора ЧанЛуна, для прибывшего в Чендэ из Тибета Панчен-ламы VI. Панчен лама VI приехал, чтобы поздравить императора с днем рождения, и император, в честь единства китайского и тибетского народов возвел этот храм.

Первое большое здание храма – Большая Красная Террасса – красное трехэтажное здание в тибетском стиле.

Внутри вы сможете увидеть Ботхисатв тибетского пантеона. Мне даже удалось нескольких из них сфотографировать.

За Террасой находится жилое помещение, где и жил во время своего визита Панчен Лама. Это трехэтажный деревянный дом в китайском стиле. Дворик этого дома настолько невелик, что сфотографировать его практически нереально.

Пройдя этот трехэтажный дом насквозь, вы попадете к подъему вверх на гору, который ведет в верхнюю часть храма, застроенную красными и белым домиками в тибетском стиле.

Здесь возникает полное впечатление, что вы находитесь где-то в Тибете. Я не знаю, действующий ли это храм, или нет, но когда я был там, он активно ремонтировался и повсюду я видел не монахов, читающих сутры, а рабочих, орудующих лопатами.

В самом верху, венчая архитектурный ансамбль монастыря, находится пагода долголетия – красивое семиэтажное здание, украшенное глазированной керамической плиткой.

Внутри пагоды можно увдеть древние скульптурные изображения Будды.

Монастырь счастья и долголетия относится к одной группе с малой Поталой, так что билет, купленный в одном из них, дает право и на посещение другого. Я бы советовал начинать просмотр с этого храма, а уже потом отправляться в малую Поталу, так как Потала производит несомненно более сильное впечатление, которое лучше оставить на потом.

Что ж, идем дальше по часовой стрелке. Следующий у нас Puning Temple (普宁寺), Храм вселенского мира и Puyou Temple (не знаю, как переводится к сожалению), по сути являющийся частью Puning Temple. Храм вселенского мира был построен в 1755 году, дабы выказать уважение Китая к Тибетскому буддизму. Интересно, что этот храм был построен по образу и подобию Тибетского храма Самье-гомпа, который, в свою очередь, в конце 700х годов, был построен по образу и подобию еще более древнего индийского монастыря Одантапури.

Этот монастырь довольно большой, и в нем жило множество монахов, о чем свидетельствуют многочисленные жилые корпуса этого монастыря.

Основная часть строений монастыря выполнены в Тибетском стиле и образуют весьма живописный ансамбль.

В боковых храмах вы можете увидеть божеств Тибетского пантеона, и, если вы были до этого в чань-буддийских монастырях, вы заметите огромную разницу между ними.

Чань-буддизм впитал в себя многие элементы Даосизма, тогда как Тибетский буддизм впитал в себя элементы верований народа Тибета, с божествами гораздо более устрашающего вида.

Центральный храм монастыря – огромный пятиэтажный красивый дом в Китайском стиле.

Внутри этого храма стоит огромная деревянная статуя бодхисатвы Авалоките́швара, одной из самых почитаемых в Китае богинь, которую в Чан-буддизме называют Гуанинь. Статуя выполнена из пяти сортов дерева и изображает стоящую богиню с десятками рук, на ладони каждой из которых имеется глаз. Гуанинь называют «слушающей все плачи мира», тысячи глаз ей нужны, чтобы увидеть всех тех, кто нуждается в ее помощи, а тысячи рук – чтобы помочь им всем.

К огромному сожалению, подняться на балкон второго этажа нельзя, а снять статую снизу крайне сложно, так как стоит отойти чуть дальше и балкон ее просто загораживает. Но, поверьте мне на слово, эта статуя производит просто неизгладимое впечатление, когда заходишь в храм и открывается вид на Гуанинь с «тысячей» рук, которые раскинуты, словно крылья огромного дракона. По частью этот храм – действующий, и в отличие от тетушек «Нофотосов» в не действующих храмах, здешние монахи гораздо более демократично относятся к фотосъемке.

Пройдя за центральное здание с огромной статуей Гуанинь, вы попадете на небольшой склон горы, который как бы находится в Тибете.

Здесь довольно пустынно и весьма живописно, повсюду развешаны разноцветные флажки с сутрами, развивающиеся на ветру.

В некоторые здания можно зайти, по сути они являются небольшими молельнями.

Прямо рядом с этим храмом находится и другой храм – Puyou Temple. У них общая стена и вы легко заметите вход в него, он расположен на нижнем уровне, около молельных барабанов.

Puyou Temple довольно небольшой и в нем есть только две реально интересные галереи. В них стоят статуи Архатов – людей, освободившихся от обязательных перерождений.

Этот храм являлся школой для буддистских монахов, по сути был религиозной школой при Храме Вселенского Мира, чем и объясняется их соседство и отсутствие в Puyou больших молельных залов как таковых.

Оба храма являются частью одной смотровой зоны и отдельного билета на осмотр небольшого Puyou вам не потребуется.

Следующая смотровая зона включает в себя храмы Anyuan Temple, Pule Temple и скалу с «Пальцем Бога». Как я говорил ранее, в эту зону я отправился пешком от Императорской Летней Резиденции. Дело в том, что главный храм комплекса Pule Temple был весьма неплохо виден от ворот Резиденции и как раз в этом месте через реку, которая преграждает путь к нему – есть пешеходный мост, по которому я и отправился. Ну весной от реки остается только нечто типа осушенного болота, однако летом это полноводный поток.

Следуя нашему порядке «по часовой стрелке», первый храм – это Anyuan Temple (安远庙). Этот храм был построен в 1756 году. Его название означает «Храм дальнего мира», он бы воздвигнут в честь победу Китая над племенами Джунгарцев во Внутренней Монголии. Он построен по образу и подобию главного храма Джунгарцев, который был разрушен в ходе военной кампании, как знак примирения.

Должен сказать, что я не был в этом храме, так как просто слишком устал, чтобы туда идти, так как до этого побывал уже во многих других местах. Но, судя по немногочисленным рассказам, этот храм – очень тихое и умиротворенное место.

Рядом находится видимый из многих мест Чендэ Pule Temple. Должен сказать, что его центральный круглый зал очень привлекает внимание и именно туда я отправился, перейдя реку после посещения Загородной Резиденции. Если вы, так же как я, пойдете туда пешком, то после реки вам надо будет пройти жилой квартал их новых небольших домов.

Пройдите квартал насквозь, перейдите дорогу и сверните с нее в сторону железной дороги, которую вы к тому времени увидите. После того, как вы пройдете под железной дорогой, направо к храму будет вести вот такая дорога, по бокам которой высажены сосны.

Как вы возможно уже поняли, в Чендэ были построены храмы разных народностей, завоеванных Китаем. Pule Temple – единственное исключение. Он построен в имперском китайском стиле, его центральный зал копирует храм неба в Пекине. Этот храм символизировал господство Империи над другими народами. С архитектурной точки зрения Храм Пу Ле и Малая Потала образуют как бы два полюса, так как стоят на двух господствующих высотах.

Интересно, что Pule Temple, хоть и является символом имперского Китая, тем не менее являлся Буддийским храмом Тибетского толка. Это сразу видно, так как в залах храма стоят Тибетские божества, а не китайские, более человекоподобные.

Мне повезло посетить храм в момент окончания его реставрации. Все вокруг сияло новой краской, было ярким и радовало глаз.

Я так и не понял, является ли этот храм действующим или нет. Во время моего визита там были только рабочие и смотрители, истово кричащие «нофото», но, в то же время, везде стояли зачехленные треножники для сжигания благовоний, что указывало на то, что и верующие тут бывают.

Центральный зал Храма ПуЛе – копия Пекинского Храма Неба – большой круглый павильон. С моей точки зрения, тут он смотрится даже лучше, чем в самом Пекине, так как является не отдельно стоящим зданием, как там, в частью большого архитектурного ансамбля.

Можно подняться на самый верх, прямо к этому павильону. Тут стоят небольшие ступки, украшенные глазированными изразцами. Отсюда открывается неплохой вид на окрестности.

Внутри павильона вас поразит потолок потрясающей красоты. Здесь были сразу две тетушки «нофото», но к счастью они ходили по кругу и разговаривали довольно громко, что позволило мне двигаться на противоположной от них стороне и заснять все же эту красоту.

По бокам павильона стоят небольшие статуи Тибетских богов и святых. Фигурки выполнены с потрясающим мастерством. К сожалению, мне удалось заснять только одну из них и меня засекли, после чего уже неотрывно следовали за мной и следили чтобы я более не шалил.

Когда вы пребываете в Храме ПуЛе, вы можете посмотреть в противоположную от города сторону и увидите, уже совсем вблизи «палец бога». Территория, прилегающая к этой скале, явщяется заповедником, и вход туда осуществляется по тем же билетам, что и в храмы Pule и Anyuan. Но туда еще нужно браться. Учтите, близость этой скалы – иллюзия. На самом деле она весьма и весьма далеко, и идти туда пешком – очень долго и неудобно. Вместо этого, лучше спуститесь обратно к основанию дороги в храм Pule и там вы без труда найдете канатную дорогу к входу в заповедник.

Билет на канатную дорогу относительно не дешев, но поверьте, он того стоит. Во-первых с канатной дороги, кабинки которой открыты, вам откроются замечательные виды.

Во-вторых, вы поймете, что кажущая близость «пальца» – не более, чем обман, на самом деле он очень далеко, а его размеры гораздо более впечатляющие, чем кажется из города.

Плюс, Pule Temple просто фантастически хорошо смотрится с канатной дороги, таких кадров вы не получите больше никак.

Дорога привезет вас ко входу в заповедник, до самого пальца еще идти, и идти вверх. Так что рассчитывайте свои силы.

По дороге есть несколько достопримечательностей. К примеру, небольшой пещерный храм, где несет службу один монах. Он не возражал против того, чтобы я сфотографировал то, что внутри – древние, вырезанные прямо в скале, фигуры Будды и его последователей.

Собственно, сам «Палец» ничего особо собой не представляет. Ну то есть да, такая сказал сама по себе чудо природы, но то, что вы к нему подниметесь, вам особо ничего не даст. Зато по дороге есть места, откуда открываются потрясающего вида панормаы.

Тут я провел значительно больше времени, чем у самого «пальца».

Когда вы пойдете обратно, вниз, обратите внимание, тут есть две дроги, одна – вдоль храма, а другая вдоль чьей-то могилы. По второй я пошел вниз. Выходят обе дороги в одно место, так что вы не заблудитесь.

Если вы думаете, обязательно ли подниматься к пальцу, то я бы сказал, что нет, тут нет ничего экстраординарного, визитом сюда можно пожертвовать, но, а то же время, красивая природа и виды, мне кажется, стоят того, чтобы сюда подняться, если у вас есть время.

На этом я, пожалуй, закончу свой рассказ об этом замечательном городе. Я бы рекомендовал еще просто походить пешком по Чендэ. Да, это простой небольшой по китайским меркам город, но что-то в нем есть такое приятное, и очень уютное.

В заключении хочу сказать, что город Чендэ остался в моем сердце, как место очень приятное во всех отношениях, если вы тут не были, то я настоятельно рекомендую вам дня на 2-3 съездить сюда, окунуться в атмосферу этого чудного городка и увидеть его многочисленные достопримечательности!

2 comments

  1. Jonathan

    Прежде всего - с возвращением :) Спасибо за адрес магазина в Пекине с фото и, конечно, за идею посетить В.Стену не в Бадалине а в Мутаньюй. Очень помогло в планировании. Да и место понравилось больше. И торбаган\торбоган (кажется, так там назывался этот желоб с санками для спуска). Кстати, спускался с фотоаппаратом (а77) ничего срашного, на санках есть тормоз :) Ченде заинтересовал, обезательно посетим. Кроме него я слышал о городе Пинъяо. Скажите, вы были там? Это средневековый город который полностью (как уверяют) сохранился как есть. И еще, ко всему, на а77 возможно ли сделать HDR не из трех, а, допустим, из 5ти или 8ми фото? По умолчанию фотоаппарат оставляет исходное фото и склеенный готовый HDR, но не всегда результат устраивает... Спасибо :)
  2. admin

    Ну начнем с конца - нет, нельзя, только три кадра. У А7 кажется тоже только три... Но в любом случае их еще желательно потом обработать, контраст подогнать, а не брать как есть... Про Пинъяо знаю, но не был. Но вообще в одном "древнем городе" был в центральном Китае (город Фенхуан). И еще в одном в провинции Сычуань (название этого не помню). И под Шанхаем в третьем (Zhujiajiao). Тут надо понимать, что "полностью сохранился" значит, что ветхие дома были снесены (они ж деревянные, особо долго не живут), и на их месте, на их фундаменте, были построены такие же новые. Более крепкие дома да, старые, обычно им максимум лет 150. Собственно такое постоянное обновление - нормальная жизнь любого китайского города была раньше, так что в этом плане - можно сказать, что он и сохранился, в том смысле, что не превратился в современный город. Всегда сохраняют планировку улиц старую, а всякие мостики (обычно города на реках или другой воде) делают красивыми ну и вообще красоты наводят по-всякому. Однако, жизнь таких городов, конечно, не средневековая, теперь это туристические места со всеми вытекающими последствиями - всюду ресторанчики, сувенирчики, итд. Однако, побродить по такому городу - очень приятно, ибо все вокруг красивое, дома и сады местной знати - открыты для посещения, по воде обычно катают на лодках. В общем - отличное место, где можно провести целый день, и есть что поснимать.

Reply with a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *