Top 10 недорогих объективов для системы Сони Альфа

В Английском языке есть такое слово – underpriced. Когда про что то говорят, что оно underpriced, это значит, что это нечто можно окупить за меньшие деньги, чем те, на которые этот предмет будет вам служить. К сожалению, в русском языке я не нашел такого слова, по этому просто использовал слово “недорогой”, но на самом деле имеется ввиду underpriced. Конечно, речь пойдет о рынке б/у объективов, а не новых.

Итак, Top 10 underpriced lenses for SONY Alpha.

1. Sony 18-70/3.5-5.6


Этот объектив – ныне не выпускаемое “китовое” стекло, который шел в комплекте, в честности с камерами А700. Он занимает первое место исключительно благодаря своей цене – она устойчиво держится на уровне 1000р за штуку. Более того, вы можете найти экземпляры даже дешевле, с небольшими дефектами, не влияющими на качество изображения. Конечно, это пластиковый объектив с пластиковым байонетом, от него не стоит ждать какого-то значимого качества изображения, но, в то же время, им вполне можно снимать, и если денег у вас крайне мало, и хватает только на “тушку”, купите себе этот кит, и он почти бесплатно позволит вам начать фотографировать. Я сравнивал этот кит с “новым” (18-55), и по качеству изображения они оба были примерно равны, а вот качество изготовления у “старого” кита лучше – кольца ходят плавно и приятно, имеется бленда. Иными словами – соотношение цена/качество у Sony 18-70 просто зашкаливает. Правда, благодаря низкой цене.

2. Minolta 70-210/4, или “Пивная банка”


Знаменитая “Пивная Банка” – телевик с постоянной неплохой светосилой 4, не меняющий своих внешних размеров при зуммировании. Этот объектив был крайне удачен, и их было выпущено очень много. Последнее и объясняет, что современная цена на подержанные “банки” колеблется от 5000р за экземпляры, имеющие “поношенный” вид до 9000 рублей за экземпляры вообще не имеющие следов использования. Ни один современный объектив, который можно купить за эти деньги, не сравниться с “пивной банкой” по качеству изображения, да еще с постоянной светосислой 4. Главный недостаток “банки” – хроматические аберрации, которые у нее довольно значительные, но зато она в полной мере обладает знаменитым “минольтовским” рисунком, и сможет служить как хорошим портретником, так и неплохим телевиком.

3. Minolta 50/1.7, Sony 50/1.8


Так называемые “младший полтинник” системы Минольта и “младший полтинник” от Сони. Цена на б/у у этих объективов одинакова – около 4000-4500 рублей. При этом оба они – весьма неплохи оптически. Минотльтовский объектив имеет более мягкий рисунок, Сони обладает очень большой резкостью . Несмотря на то, что эти объективы очень дешевы, они весьма качественны и станут отличным портретниками в вашей системе.

4. Tamron 18-250/3.5-6.3


Размашистый и недорогой ультразум. Цена этого стекла на вторичном рынке весьма невысока – 8000р-10000р, хотя появляется он в продаже не так уж и часто, хотя есть у многих. Очень уж удобно иметь такое стекло на всякий случай. Также, я писал в своем обзоре этого объектива ранее, и повторю тут – он – отличный выбор для начинающих, в качестве единственного объектива, на замену китовому стеклу. Значительно более дорогие аналоги, как то Sigma 18-250 или Tamron 18-270, если и превосходят, то не сильно, эту модель по качеству картинки. Именно Tamron 18-250 – та самая “золотая середина” – не дорого, довольно качественно, и очень универсально.

5. Tokina 28-70/2.8 AT-X Pro


Этот когда-то штатник, послужит вам превосходным портретным объективом на кроп камере. Конструктив этого объектива просто поразительный – металл и стекло, больше ничего, при этом он не меняет своих внешних размеров при зуммировании, а значит, внутрь не попадает пыль. Плюс постоянная диафрагма 2.8 – чего большего вам желать? При этом, эта Токина имеет очень интересный портретный рисунок – одновременно мягкий и весьма резкий. На длинном конце, на открытой дырке, у объектива появляется приятнейший для портретов софт-эффект, да еще боке объектива имеет характерную “туманную” размытость. Такой объектив станет отличным инструментом для съемки портретов разного плана. Устоявшаяся на него цена – порядка 8000р-9000р. Но обратите внимание, что описанными выше “вкусностями” обладает только версия ATX Pro, другие версии этого стекла – хуже.

6. Tamron 17-50/2.8


Хотя лично мне объектив не приглянулся совсем, честно говоря, но не включить его в топ я не могу. Это самый дешевый штатник с постоянной высокой светосилой. Его цена на вторичном рынке колеблется от 9000р до 11000р. Ни один другой аналог не стоит так мало, и хотя красивым рисунком этот объектив похватстать не может, а ео ХА весьма велики, но все же его цена, особенно на вторичном рынке, делает этот объектив очень популярным.

7. Sigma 75-200/2.8-3.5


Светосильные телевики – очень полезные объективы, но вот их цена – совсем не приветлива. Самый дешевый из них – Tamron 70-200/2.8 стоит более 30т.р., ну б/у можно его купить за 20-22т.р., что тоже немало. Однако есть объектив, выпускавшийся лет 25 (начало продаж – 1985 год) назад, который почти столь же светосилен, и дает очень хорошее качество изображения – Sigma 75-200/2.8-3.5. Стоит это чудо прошлых времен от 100 до 200 долларов, как вам повезет. Проблема в том, что найти этот объектив довольно сложно, и если он не адаптирован к современным камерам, то на нем не будет автофокуса. Адаптацию (замену чипа) можно провести в сервис центрах Сигмы, ну и помимо этого на рынке есть некоторое количество уже адаптированных объективов. Это стекло – очень качественная дешевая замена светосильным телевикам. Да, у него зум типа “тромбон”, но зато убойная надежная металлическая конструкция и весьма недурное качество изображения.

8. Samyang 8/3.5 Fisheye


Это объектив типа “рыбий глаз” – весьма специфический объектив, дающий очень искаженную картинку. Все объективы такого типа с автофокусом довольно недешевы, но в то же время такому стеклу автофокус то не сильно и нужен, для него безконечность наступает меньше, чем через метр, по-этому можно купить Samyang 8/3.5 и просто снимать им, выставив его на бесконечность. А обойдется вам этот объектив в 2-3 раза дешевле, чем аналоги других фирм.

9. Minolta 35-70/4


Так называемый “Малыш”, объектив из той же серии, что и “банка”, с постоянной светосилой 4. Хотя широта диапазона этого зума воображение не поражает, но он дает отличное качество картинки, и обладает характерным Минольтовским рисунком. Устоявшаяся на него цена – около 3000р делает его привлекательным для начинающих фотографов, это возможность за копейки получить очень качественный объектив.

10. Место пока не занято

Так называемый “Малыш”, объектив из той же серии, что и “банка”, с постоянной светосилой 4. Хотя широта диапазона этого зума воображение не поражает, но он дает отличное качество картинки, и обладает характерным Минольтовским рисунком. Устоявшаяся на него цена – около 3000р делает его привлекательным для начинающих фотографов, это возможность за копейки получить очень качественный объектив.

138 thoughts on “Top 10 недорогих объективов для системы Сони Альфа

  1. Предлагаю поставить в один ряд с остальными три минолтовских легенды – 35-70/4 (малыш), 24-50/4 и 100-200/4.5 – низкая стоимость, доступность на вторичном рынке и непревзойденное качество картинки для такой цены!

  2. Я начинающий фотограф. Как вы считаете, я почувствую разницу в картинке между sony 50 1.4 и sony 35 1.4? (об огромной разнице в цене я в курсе)

  3. Всем спасибо, пожалуй, так и сделаю, включу “малыша” и 100-200. Правда, со 100-200 я совсем не знаком, толком не знаю, что про него написать…

    Насчет 50 и 35. Ну собственно разница в фокусных расстояниях вам будет очень заметна, а вот качество картинки – думается, что у “полтинника” она не сильно хуже. Разница в цене обусловлена разной оптической схемой – полтинники все имеют более-менее одну схему, она проста (проще нее только “блинчики”) и не особо дорога в производстве, а вот 35 – значительно более сложная схема, вот они и дороже.

  4. Как ни странно, имея Соньку А390 с китовым объективом, периодически таскаю с собой 18-70 от А100. Он чуток “подальнобойнее”, да и на портретах малость поинтереснее картинка получается:)

  5. Здравствуйте! С удовольствием читаю ваш блог. Очень информативно. В качестве первой своей зеркалки не в последнюю очередь благодаря вашим заметкам приобрёл недавно A65. Прошу совета. Сейчас снимаю китовым 18-55. Есть возможность взять примерно за 5600руб. Minolta AF 70-210 F4. Состояние оптики говорят отличное. Будет ли это хорошей покупкой для начала, или лучше взять родной объектив типа Sony 75-300 f/4.5-5.6 (SAL-75300), что по бюджету в принципе позволяет. Но вообще хотелось бы не спешить и взять попозже Сигму о которой вы писали – 18-250. Если брать “пивную банку”, будет ли она работать на A65, и на что нужно обратить внимание при осмотре б/у объектива? Спасибо. С уважением, Олег.

  6. Пивная банка лучше 70-300 точно, так что берите, не пожалеете!

    Работать будет, проблем никаких не должно быть.

  7. здравствуйте, алексейю
    хотелось бы узнать ваше мнение о следующих стеклах Tamron AF 28-300mm F/3,5-6,3 XR Di LD Aspherical [IF] MACRO и Tamron AF 18-270mm F/3,5 -6,3 Di II VC PZD

  8. Добрый день! Можно ли поставить Minolta 50/1.7 на DSLR камеру Sony А-500? Нужен переходник? Могут ли возникнуть проблемы с использованием?
    Заранее спасибо!

  9. Добрый день! Да, поставить можно, будет работать без всяких переходников и ограничений, проблем не будет, главное, чтобы объектив был не убитый – не царапаный и не разболтанный.

  10. Здравствуйте,подскажите пожалуйста какой объектив подойдет больше для соньки 230, интересует портретная съемка.спасибо:)

  11. Добрый день! Ну я так понимаю вы ограничены в деньгах… Тогда в качестве портретника берите SONY 50/1.8. Если денег по-больше, то SONY 85/2.8 – очень достойные объективы.

  12. С предыдущего сайта коммент –

    Доброго здоровья,Павел!
    То, что Вы пишете в своем блоге- очень ценно и удивительно сочетается.
    (Имею в виду как заметки и советы путешественника, так и обзоры по фототехнике).С любовью к предмету написанное-с увлечением и пользой читается.
    Приобрел на днях А77,решив
    попробовать сий инструмент (после 25 лет работы с видео).
    В юности снимал на узкую и широкую пленку на оставшуюся от отца – профессионала аппаратуру. И вот теперь,когда цифра приближается к пленке по разрешению, хочется вспомнить былое, а так же какое качество видео можно с А77 получить. Вопросов по камере и оптике к ней у меня было достаточно, но после прочтения Вашего блога их ,вроде, и не осталось. Хотя, есть один.
    Позвольте Павел, Вас спросить -с какой системы и в связи с чем был переход на тетю Соню и ее подруг?

  13. О, полезная тема:) А что же, из стекла для макро нет ничего не дорогого и достойного упоминания?

  14. Нууу… есть теоретически Cosina 105/3.5 кажется… Она у нас редко встречается очень. На Ebay стоит всего порядка 50$, дает 1:1 с адаптером, коий к ней бесплатно прилагается. С нее получаются весьма красивые качественные снимки. При этом сделана она из мегадешевого пластика и автофокус у нее издает шум взлетающего самолета и очень медленный. Но свои 50 долларов это стекло отрабатывает на 500%. Однако, у нас барыги на барахолках продают это стекло тыщ за 6, да еще просят 1000 дополнительно за адаптер 1:1, а уже таких денег она не стоит явно.

    В целом, наиболее дешевое и хорошее макро (если не считать “коротких” макро, которыми не очень то удобно работать) – наверно Sigma 105/2.8 отверточная. Они на барахолке стоят около 9000р. Или за 8000 можно взять Tamron 90/2.8. Оба очень достойные, сигма по-длиннее и железная…

  15. Добрый день! Имеется Sony a65 18-55 какой объектив посоветуете приобрести любителю для универсальной съемки?
    и так расхваленный Вами 16-50 на а77 будет ли эффект схожим на а65

  16. Да, разумеется 16-50 будет хорош и на А65. Только вот он не особо универсален. Это светосильный штатник… Но универсальным его назвать все же нельзя.

    Он совсем не способен на макро, он очень далек от телевика, и его широкий угол для некоторых задач не достаточно широк… Да, он покрывает 70% нужд, и выдает очень качественную картинку, но, согласитесь, 70% это не 100%.

    Увы, если вы хотите универсальности, то вам придется жертвовать двумя вещами – светосилой и общим качеством картинки, от этого не уйти. Если же вы все же поступаетесь универсальностью и берете 16-50, то будьте готовы к тому, что вам захочется купить еще стекол.

    Если вы все же хотите именно один универсал, то присмотритесь к Сигме 18-250, или новому Сони 18-135. Первый покрывает процентов 95% нужд, второй – процентов 90% (первым птичек можно снимать, вторым – лишь иногда, если они близко).

  17. Предлагаю добавить в обзор/список “макросотку”

  18. Ну макросотка минольтовская никаким боком не является дешевой. Она дороже практически всех других Б.У. соток, или около-соток. Хотя, объектив, бесспорно, хорош.

  19. Павел, добрый день.
    После долгого перерыва решил снова заняться фотографией, очень долго выбирал аппарат и остановился на А77 с объективом 18-135. На данный момент пока что объектив устраивает на все 100%, качество у него просто отменное, но пришла пора использовать не только тревелзум, но и иные объективы. Подскажите, есть ли смысл для городской и пейзажной съемки использовать 50/F1.8 либо же лучше для этого взять те же 35/F1.8? Или же 50/1,8 лучше для портретов использовать? Или же есть смысл для города/пейзажа взять зум, например что-то вроде 28-70?
    Ох, за телевик я пока и не спрашиваю, это пока не горит 🙂
    Спасибо вам за ваш блог.

  20. Ну 50 любой точно нет смыла брать для городской и пейзажной съемки. Хотя таким ФР можно снять интересные кадры в городе (вот к примеру кадр снятый 60мм), но все же это совсем не пейзажное фокусное. Это больше портретиники конечно. Кстати, присмотритесь к Тамрону 60/2, если хотите такое фокусное. Получите и портретник и макрик очень хорошего качества… Хотя он стоит как 2.5 “полтинника” правда… Что касается пейзажей, то все таки лучше поменьше что-то, ну и мне кажется как раз зум удобно брать… Судя по всему ширик вы не хотите (хотя это очевидный выбор для пейзажей), тогда может стоит взять “малыша” (35-70/4) – очень дешевое стекло, с приятным рисунком…

  21. Павел, а что вы тогда посоветуете из шириков для А77?
    Я хочу собрать, скажем так, набор. Тревел меня устроит 18-135, он действительно неплох для многих случаев. Так же хотелось бы иметь в наборе оптику для пейзажа, для города и портретник.
    Для начала хочется пейзажник, тем более скоро ехать в степи 🙂

  22. С шириками ситуация непростая относительно… У самой Сони ширик просто верх отстоя, его ни в коем случае брать не стоит. Наверно лучшее, что можно найти, это Tokina 11-16/2.8. Но в от в чем загвоздка – очень много не то что не идеальных экземпляров, а откровенно кривых. Да еще это стекло в принципе не частый гость на прилавках России почему-то. У моего отца есть такое стекло, идеальный экземпляр (под Никон правда) – просто конфетка – на 2.8 резкий весь кадр, только чуточку подмыливает углы, а на 4 бритвенно резкий везде. А я себе вот просто купить не смог – перебрал несколько штук, все были кривыми… В результате купил себе Tamron 10-24. Он в целом неплох, по бывает попадаются просто ужасающие экземпляры. Ну и он не 2.8 конечно, у него качество начинается с 5.6…
    Потом, есть Сигмы 10-20. Та что дороже (3,5) – вроде бы (сам не щупал) дает хуже картинку, а та что темнее (4-5.6) – надо закрывать до 8 (эту там щупал, продал ее).
    Есть еще у Сигмы отменное стекло – 8-16. ОЧЕНЬ широкий объектив, и очень хорошее качество, НО у него передняя линза – шар, и на него не оденешь фильтр. Меня это парит, так как я виду во что превращаются защитные фильтры года за два – все исцарапанные, а тут такой будет становится передняя линза – стремно.

    В общем резюме – я бы советовал попытаться поймать Tokina 11-16. НО только лично, с проверкой. Если повезет – тема для вас будет закрыта раз и навсегда. Если не повезет, попробуйте то же, что у меня – Tamron 10-24 – стекло очень удобное в использовании, диапазон – сказка. Но тоже, луче с проверкой брать…

  23. Понял, большое спасибо.
    А ширик проверять при покупке по такой же технологии, как написано у вас в статье “Как проверять фотоаппарат/объектив”?

  24. Да, особенно обращая внимание на равномерность поля – для шириков это ОЧЕНЬ важно, если у вас будет одна сторона заметно менее резкая, чем другая, это на пейзажах прямо бросается в глаза…

  25. добрый день.
    сразу хочу сказать спасибо за отличный сайт, много полезной и практичной инфы.
    решил купить а57 как первую зеркалку,из выше сказанного понимаю,что лучше брать боди и докупить отдельно Sony 18-70/3.5-5.6 ?
    заранее спасибо.

  26. Добрый день! Ну 18-70 можно только БУ взять, да и то их уже не так много осталось… Ну как “условно бесплатный” объектив он конечно вне конкуренции 🙂 Однако, гарантирую, вам быстро захочется чего то большего. Если вы резко ограничены в деньгах, то советую ВНАЧАЛЕ брать 18-70 на форуме, только просите картинок с него у продавца, а уж потом тушку…

  27. Доброго время суток буду брать а57 для видео если не трудно подскажите Объектив TAMRON AF 18-200mm F/3,5-6,3 XR Di II LD Aspherical [IF] MACRO подойдёт для постоновочного видео ( боке ) я новичёк зарание блогодарен

  28. Добрый день! Конечно же, если вам нужно боке, то этот объектив вам КАТЕГОРИЧЕСКИ не подойдет. Вам нужно что-то светосильное, со светосилой хотя бы 2.8 или больше. Возможно, что то из фиксов. Плюс, если вы планируете видео снимать со звуком, то вам нужен объектив с беззвучной фокусировкой, SSM, если это СОНИ, HSM, если Сигма, USD или PZD, если Тамрон.

  29. Добрый день! Собираюсь купить объектив Sony16-50/2.8 как китовый к Sony a65, для ежедневного использования как в помещении, так и на улице. Хотелось бы узнать Ваше мнение об этом объективе,собираюсь использовать его как универсал, макросьемка не интересует.

  30. Спасибо огромное да а57 нужна для видио но звук не нужен исходя из этого какой обьектив конкретно посоветуйте ( не дорогой и съёмка с 4-6 метров )

  31. Доюбрый день! Помогите пжл с выбором объектива к Sony A65. У меня уже есть 50/1.4 и 55-200/4-5,6… Нужен более универсальный, приглянулся 16-50/2,8, но никак не могу решить, по отзывам только положительно, есть еще вариант 18-135, но он не такой светосильный. Макро сьемка меня не интересует, объектив нужен чтобы пользоваться в ежедневной сьемке, как на улице так и в домашних условиях. Хорошая ли пара А65 и 16-50/1,4? Что посоветуете?

  32. Почитайте у меня есть статья про него. Очень достойный объектив. Лучший штатник на кропе.

  33. Ну исходя из того, что вы хотите “играть” боке, в этой цене только фикс вам поможет. Либо Сони 50/1.8 либо Сони 85/2.8, они не дорогие. Если обязателен зум, то наверно я бы посоветовал купить б.у. Tokina 28-70/2.8 ATX-PRO (новых их не бывает уже)…

  34. Еще раз скажу – 16-50 – лучший штатник для кропа Сони. Он точно вас не разочарует. Только они бывают не очень удачные в плане экземпляра. Почитайте у меня “как проверять фототехнику при покупке” и проделаейте это в магазине, и точно жалеть не будете.

    Если покупать совсем уж “размашистый” объектив, то берите Сигму 18-250, 18-135 смысла особо нет – качество такое же, а размах меньше. Это вам на все случаи жизни сразу. Хотя по качеству они рядом не лежали с 16-50.

  35. спасибо писмотрел в Саратове Объектив Sony SAL-50mm F/1.8 всего 6 тыс наверно буду брать

  36. Он даст хорошую картинку, только вот он фикс, то есть приблизить-удалить – только физически подойти/отойдти, если это не пугает, то берите!

  37. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста какой лучше приобрести объектив на альфа 58? Чтобы не надо было никаких переходников.Теперь пользуюсь китовым 18-55

  38. Добрый день! Ну все, в конечном счете зависит от бюджета. Идеальный штатник – Сони 16-50/2.8 – очень хорошего качества. Но цена кусаеся. Подешевле – Сигма 17-70/2.8-4 – неплохое стекло, но похуже, края картинки размывает все таки. Еще дешевле – Тамрон 17-50/2.8, но у него картинка не красивая, размытие (боке) очень жесткое. Если же на вашем 18-55 вам главным образом хочется получить больше приближения, а само качество картинки вас в целом устраивает, то купите ультразум – Tamron 18-250 или Sigma 18-250, они универсальны и очень удобны.

  39. Большое спасибо за совет! С выбором определилась, завтра буду держать в руках Sony 16-50/2.8)))))))))

  40. Добрый день! Снимаю на 65 с объективом Vario – SonnarT* DT16-80/3.5-4.5ZA. C китовым не сравнить… но Вы о нём не упоминаете.Интересует Ваше о нём мнение и совет, стоит ли брать Tamron SP AF 70-300 F/4-5.6 Di VC USD для полной линейки? Много путешествую, собираюсь в Китай (Ваш альбом ещё не смотрел), снимаю пейзажи, макросьёмка, репортаж… Благодарю за ответ.

  41. День добрый, Виктор!

    Ну 16-80 разумеется не сравнить с китом. Но тема то тут про ДЕШЕВЫЕ объективы, а Цейсс дешевым уж никак не зазвать… Через мои руки прошло два таких Цейсса, честно говоря, я был разочарован, он стоит на мой взгляд гораздо дороже, чем должен, ибо он темный (свои 3.5 он теряет ОЧЕНЬ быстро, точно не помню цифры, но он крайне быстро становится 4.5), он весьма хроматит на длинном конце, да и резкость у него не предел мечтаний. Да, картинка пластичная. Да, плохим его не назвать. Но своей цены он не стоит. Все ИМХО конечно…

    Tamron USD лично мне пришелся по душе, с ним я “подружился”. У него один недостаток – при “почти макро” боке получается довольно неприятным, таким двоящимя. Тут зависит от того, что для вас важно. Если вам нужен телевик (птички, белки, прочая живность), берите Тамрон – он резкий, хорощий. Если нужен длиннофокусный портретник, то лучше Sony 70-300G, но, опять же, своих денег, в отличие от Тамрона, он не стоит…

  42. Здравствуйте.
    Спасибо за содержательный и просветительный сайт. Приятно встретить здесь единомышленников)))
    Присматриваю в свою коллекцию ультразум. Остановился на Konica-Minolta AF DT 18-200. В сети мало информации по нему. Имеете ли Вы мнение об этом стекле? В сравнении с чем?

  43. Честно говоря, посто ничего о нем не знаю, наверно он очень мало выпускался…

  44. Здравствуйте. Имеется камера А77, оптика только бюджетная Minolta: 35-70\4 – очень нравится, 50\1,7-при портрете сильно размывает задний фон (малыш кажется в этом смысле получше-картинка кажется более целостной) и 28\2,8- с ним не могу подружиться (может потому-что обе руки левые (я левша)) – картинка нравится, но какая-то мягкая, мало резкости – что-то я делаю не так, а что, не могу понять. Начинал с 3,2 мегапиксельной тётки, затем был NEX5, Сейчас в восторге от Альфы77. Что я всё-таки делаю не так. С уважением…

  45. Здравствуйте! Вы наверно не очень разобрались в процессе. Почитайте про понятие ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Светосильные объективы берут как раз РАДИ размытия фона. Но если оно вам не по нраву – прикройте диафрагму и оно уйдет.

  46. Спасибо. Всю жизнь пользовался зумами (всё сразу и за одноразово выплаченную сумму), а сейчас хочется попробовать нового (с фиксами я недавно работаю), оттого и метания – не могу определиться, что мне ближе: боке на разных (и по светосиле) объективах или стандартный зум. Бюджет ушел по Вашему совету (знакомство с блогом) на А77 боди – остальное докупал позже по минимуму. Жалости о потраченном нет, есть интерес. Благодарю…

  47. Здравствуйте!
    Помогите с выбором. 1,5 года назад решил приобррести универсальную зеркалку для фото и видео. До этого пользовался Sony Cyber-shot DSC-H3 и Зенит Е. Прочитав обзоры и отзывы, из-за ограниченности остановился на тушке А65, прикупив к ней в качестве универсального тревел-зума TAMRON AF 18-270 f/3.5-6.3 DI II VC PZD. Позже приобрел sony DT 16-50/2,8 и pentax asahi smc takumar 55mm 1.8. Сейчас хочу взять Minolta AF 80-200/2.8 HS APO G. Но, не знаю как он будет работать с пластиковым А65, всё таки 1280гр? Выдержит ли крепление байонета?

  48. Ну я не думаю, что он будет слишком тяжел, все таки у Сони есть и свои нелегкие стекла. Хотя и обещать не возьмусь 🙂 Сам не пробовал. Я бы просто соблюдал осторожность, то есть поддерживал бы рукой его, когда он в рабочем положении а носил бы его стеклом вверх.

  49. Добрый день! Как Вы думаете – ТОКИНА 35-70 про плюс Тамрон 70-300 могут заменить в поездке Сигму 18-250? Моя Сигма на длинном конце жутко “мылит”. Можно конечно брать еще Тамрон 10-24 для широкоугольных нужд, но таскать получается слишком много.Снимаю я в европейских городах архитектуру, детали и пр. городскую жизнь.
    Спасибо.

  50. Ну я как бы на Сигме 18-250 не настаивал никогда. Просто удобно, если брать одно стекло. Что касается того, что именно таскать с собой, то каждый выбирает сам. Я вот в поездки обычно таскаю 10-24 обязательно, к примеру вот только что я был в Гон-Конге, так там я почти только им и снимал, в городах без широкого угла никуда, а конец 24 позволяет снять и людей нормально, сценки городские, итд. А дальше – в зависимости от того, что именно я ожидаю увидеть и снять. Телевики обычно остаются дома – слишком большие и тяжелые, но в Испанию, где мы передвигались на машине и намеревались посетить сафари, я взял 200-400 – самый тяжелый из всего что у меня есть. В Пекин, где я собирался в бот. сад, со мной поехал макрик. Если места, которые я планирую посетить, не тесные, то есть горы, или города с широкими улицами – то 16-50 конечно. 35-105 никогда не беру с собой, в нем в поездке смысла не вижу. В общем все очень индивидуально. Но от широкого угла в городах отказываться мне кажется не резон…

  51. Спасибо сразу за обзор. Подскажите на а37 в качестве универсального стекла что можете посоветовать? Многие рекомендуют малыша или старикана. Какой из них для совсем Уж любителя и новичка все же будет предпочтительнее. Заранее спасибо.

  52. Ну малыш просто МААКСИМАЛЬНО далек от универсальности. Старикан достаточно универсален, но у вас не будет широкого угла, вы к этому готовы? Вообще на кроп по-настоящему универсальны только современные стекла, раньше просто не делаи фокусных с 16-18ти… Если вам 18-28 не надо, то берите старикана, хорошее стекло.

  53. Ну лично мне он особо не понравился… ИМХО он своих денег не стоит…

  54. Minolta 35-70/4 оптически не плох, но на кропе малопригоден из-за непрактичного ФР.
    Sony 18-70/3.5-5.6 – кроме удобного ФР преимуществ нет, новый 18-55 оптически лучше, а наличие бленды не является преимуществом – просто он более подвержен бликам.
    Tokina 28-70/2.8 AT-X Pro – на кропе тоже не очень практичен, да и цена высоковата и найти его тоже сложновато.

  55. Здравствуйте.
    Очень все познавательно написано ,огромное спасибо.
    хотел бы узнать что можно приобрети для съемки в слабо освещенном месте т.е. концерты, клубы ? и еще один вопрос очень доволен банкой ,нравится ее картинка,отличный портрет, нравится ее мягкость, но есть одно но, хотелось бы видеть полный фон,т.е снимаю человека и с сзади полноценный пейзаж, в линейке minolta?
    Спасибо.

  56. Ну “малопригодность” ФР – дело вкуса, и не более того. Многие пользуются “малышом” весьма регулярно, не смотря на его узкий диапазон. Что касается 18-70 vs 18-55, я имел оба, и для интереса провел сравнение 1 в 1. Ну никакой разницы, вообще. Что один хреново снимает, что другой, но при цене в 1000 – грешно жаловаться 🙂

  57. Для съемки в темноте – только фиксы светосильные. Дешевое – 50/1.8 или 50/1.7.

    Что касается пейзажа сзади, почитайте про понятие “глубина резкости”, от конкретного стекла это никак не зависит, зависит от диафрагмы, ее надо закрывать.

  58. Спасибо. Подскажите Хороший В умеренной ценовой линейке ,широкоугольник.

  59. Здравствуйте.Уменя Sony R1,хотел взять А580 но бюджет рухнул(отопительный котел менять) и надолго потому как пенсия по инвалидности.Вопрос об линзах на R1-может ограночиться ими.Не найду иформации о них, может Вы или форумчане подскажут.Не хватает совсем чуть-чуть широкого и немного зума.Спасибо

  60. Вы имеете ввиду насадки? Ну от них в любом случае не стоит ждать особого качества. Я бы рекомендовал вам ориентироваться на Б.У. камеру, есть довольно много камер, которые будут лучше R1… Последите за форумом некоторое время, напишите в “куплю” вашу ситуацию, наверняка найдется кто-то, кто сделает скидку, мир не без добрых людей.

  61. Спасибо.После цейсовского стекла R1 не знаю куда идти.Разве поменять свой набор(есть еще панасоник FZ200-но этот для видео) на а580 или а57 с минолтами.Еще понравлось снимать от пуза,а оно есть, поэтому поворотный дисплей важен.Може еще что подскажете?

  62. Добрый день, у объектива Токина свой моторчик автофокуса? Если да, то как его можно подружить с slt57?

  63. Нет, Токины все отверточные, проблем с ними не возникает.

  64. Это значит у них нет своего мотора и их двигает отвертка – специальная деталь фотоаппарата.

  65. Добрый день. Я в фотоаппаратах ничего не понимаю, фотографирую на одном режиме (((. У нас с мужем Сони Альфа SLT-A 37. Хочу подарить ему на День Рождения объектив. Может подскажете, что можно приобрести? Он любит снимать пейзажи, как любитель, и нас с сыном. Буду очень благодарна за совет

  66. Ну зависит от бюджета и того, хотите ли новый объектив или соласны и БУ взять. Вариантов очень много, уточните, пожалуйста, вопрос.

  67. Б/у я не хочу брать, тк подарок. Бюджет до 20000-25000р.

  68. Цены смотрел по pleer.ru. Я так понимаю вы фотографируете на китовый объеквти – 18-55/3.5-5.6.
    Ваши варианты:
    Sigma 17-50 mm F/2.8 для СОНИ- значительно более качественная замена китовому объективу, даст больше света, а значит можно фотграфировать в более темных местах и более качественную картинку.
    Sony SAL-85F28 85 mm F/2.8 – недорогой но качественный портретный объектив. Это фикс (приближать-удалять не может), для фото портретов надо будет от людей отходить. Но картинка будет гораздо лучше чем с кита.
    Tamron 18-270 mm F/3.5-6.3 Di II PZD для СОНИ – ульразум, даст небольшой прирост качества картинки и ОГРОМНЫЙ прирост возможностей, так как это объектив универсальный, им можно делать всё и очень удобно пользоваться.

  69. Спасибо. Сейчас буду смотреть, читать. А еще подскажите, пожалуйста, мне вот этот посоветовали sony sal-2875 28-75 mm f/2.8, я посмотрела он не дешевый, но хотелось бы узнать ваше мнение, он точно тянет на свою цену или нет? стоит подумать о таком?

  70. 28-75 однозначно не стоит своих денег, этот объектив не очень удачно вышел у Сони. Кроме всего прочего, это фокусные расстояния, рассчитанные на камеры с большей матрицей, чем у вас. Работать он будет конечно, но пользоваться им, особенно если ваш муж любит пейзажи, будет неудобно. Вам надо чтобы диапазон начинался с 16-18, а не с 24-28. Чем меньше цифра, тем шире угол зрения объектива. Кстати, еще вариант – широкоугольник, для пейзажей. Tamron 10-24 или Tokina 11-16 или Sigma 10-20…

  71. Вам спасибо за общение и советы, пойду почитаю, ничего не понятно, голова пухнет, потому что одни цифры двухзначные, а вторые трехзначные. ((((((

  72. Здравствуйте , подскажите пож ! Нужен объектив на Sony a77 делать съемку newborn , светосильный , т. к без вспышки ! И чтоб удобно было в небольших помещениях ! 50 есть! Советуют Sigma 18-35 1.8 , что вы скажете?

  73. Вообще эта Сигма – ШИКАРНЫЙ объектив. Просто великолепный. Я видел его на Никоне – выше всяких похвал. Но портреный он с натяжкой. По сути только на 35 он будет нормально снимать людей, а на меньших ФР будут широкоугольные искажения и ваш малыш будет несколько искажаться, чем ближе к 18, тем больше. Просто учитывайте это и не уводите зум в короткую область, пусть стоит только на длинном конце.

  74. Добрый день! Посоветуйте пожалуйста объектив для Sony A290. Планирую снимать городские пейзажи и горные панорамы. Читала у Вас в блоге, что для таких целей необходим широкоугольный объектив. Нужен бюджетный вариант. Заранее благодарю!!

  75. Елена, у вас нет выбора, бюджетный ширик только один – Tamron 10-24. У меня про него есть заметка, почитайте. Он весьма неплох. Все остальные варианты – дороже. На sony-club.ru можете попробовать найти БУ, они иногда проскакивают.

  76. Спасибо огромное за ответ. Боюсь, мне недостаточно осведомленности и опыта, чтобы попытаться купить приличный б/у. У Вас очень информативный блог, теперь буду завсегдатаем. Удачи Вам!

  77. Добрый день. Пожалуйста, помогите с выбором объектива для пейзажной съемки в зимней поездке с конца декабря. У меня сейчас есть киты Сони 18-50 и старенький от А100 и Тамрон 18-200. Снимаю много и давно, качество имеющегося не устраивает, не хватает резкости, детализации. Тамрон в некоторых условиях еще бывает терпим, но очень часто мажет с автофокусом при плохом освещении, на ручную наводку в походе времени нет, постоянное перемещение. Конечно зум – это масса новых возможностей, и я получила массу удовольствия от его наличия, но сейчас качество вышло на первый план. Объектив нужен один, универсальный, насколько это возможно без потери качества. Фотоаппарат А55 (А 58 у меня на морозе жестоко глючит)

  78. Не ну если один на всё и максимально без потери качества, то это Тамрон 16-300, без вариантов. Если вам не нужен настолько универсал, то Сони 16-50. А если вы хотите ширины, то универсал не получится, надо Токину 11-16 – очень широко, очень качественно, но не универсально. Лично я в поездки беру Tokina 11-16 и Tamron 16-300 – диапазон выходит широчайший при достойном качестве. Но это не дешево довольно. Но новый год на носу, можно собрать в виде подарков часть суммы 😉

  79. Огромное спасибо за ответ. В интернете уже перечитала кучу статей, разобраться все равно сложно. Сколько людей, столько мнений, и у каждого свои цели. А это отличный для меня вариант, попробую со временем приобрести. Со временем, потому что выяснила, что обозримом пространстве на 1500 км от места проживания таких объективов нет. Поэтому можно еще вопрос – можно ли покупать Tamron и Tokina в интренет магазинах, т. е. не глядя? Или все же надо выбирать? Мой Тамрон, например, про который пишут везде “тихий и плавный ” при фокусировке двигается со громким скрипом и визгом (заказывала в Связном).

  80. Здравствуйте!
    Спасибо Вам за ценную подробную информацию!
    Я начинающий фотограф и для меня архиважно разобраться в море фототехники.
    И мне очень нужен совет.
    Подскажите, пожалуйста – на sony a58 хочу купить фикс 50mm. Что лучше. f/1,4 или 1,8? Отзывы попадаются противоречивые.
    В будущем надеюсь перейти на полноматричную камеру, т.к.планирую работать и зарабатывать.

  81. Ну если вы целитесь с ФФ, то только 1.4, так как 1.8 кроп объектив. Тем не менее, картинка с 1.8 лучше, чем Соневского 1.4. Подумайте над тем, чтобы взять Сигма 1.4, он много интереснее, любая его инкарнация, даже не последняя.

  82. Добрый день, подскажите пожалуйста, какой лучше купить фикс на кроп Сони а200. Хочу снимать своих детей в рост, типа зарисовки как они играют, то есть не просто лицевые портреты. У меня есть 18-70 портрет не нравится. И есть 75-300, портреты нравятся, но не хватает резкости. Хочу взять 85 2,8 сони. Знакомые фотографы говорят лучше 50 1,8. Споры в инете тоже нешуточные по этому поводу. Планирую фотать на улице. Что вы посоветуете?

  83. Ну оба эти стекла весьма неплохо рисуют. Но чем больше фокусное, тем дальше вам придется отходить от детей. Снять на 85 в полный рост – это вам придется отойти метров на 10, это не особо удобно, а в помещении просто невозможно. Так что я бы рекомендовал 50/1.8, он хоть и очень дешевый, но весьма неплохой. Хотя, если вы увлечетесь, то, со временем, думаю, у вас будут оба 🙂

  84. Добрый день. Интересует ваше мнение об объективе Sony SAL 18-200

  85. Здравствуйте, подвернулась возможность дешево купить телезум Sigma AF 70-210mm 4-5.6 UC Zoom. Понимаю что в сравнении с Sony 55-200 и пивной банкой он проигрывает, но может вы подскажите стоит ли вообще его использовать в связке с Sony A58. Целесообразно ли вообще использовать настолько старый зум вместе 20Mp Sony?

  86. Нууу он, как и любой 18-200, кроме новых на E mount, ничего собой не представляет. Качество фиговинькое и охват не очень велик. Если уж брать что то из них, то только самый дешевый Tamron 18-200. А за те деньги, которые просят за Соньку можно купить и что то получше от Тамрона или Сигмы.

  87. Ну скорее всего – не стоит его покупать. Вопрос не в возрасте а в том, что совсем уж дешевая серия явно не потянет нормальную камеру.

  88. Добрый день. Была ли у вас возможность попробовать новый Tamron 3,5-6,3/18-200 DI II . У него переработанная оптическая схема и , говорят, тихий привод. Мне сейчас нужен универсал для видеосъемки. На А-77 пробовал и пивную банку, понравился рисунок. Но затем купил Тамрон 60/2 и понял, что современные стекла мне нравятся больше. Есть возможность также купить Sigma 18-250mm F3.5-6.3 DC HSM в полтора раза дороже, чем Тамрон , но чуть больше зум и плюс быстрее привод. Для видео не так критично, но без реальной возможности попробовать перед покупкой , мне сложно сделать выбор. Каково ваше мнение? Возможно, посоветуете что-то другое. Первоначальный вариант был Тамрон 17-50 2,8. Потом прочитал про обновленный Тамрон 18-200, но распознать правду за маркетингом сложно. Внешне выглядит, как 60/2 и это подкупает.

  89. где можно заказать обьектив “sony 18-70/3.5-5.6”?
    дайте ссылку пожалуйста!

  90. Это же старый Кит. Только искать на вторичке – Авито, форум sony-club.ru.

  91. Здравствуйте,с удовольствием читаю ваш блог,хотелось бы узнать разницу между sony 35 f1,8 и minolta 35 f1.8,_первый у меня был(не понравилось качество,посравнению с моим китовым sony 16-50f2.8),а второй хотел бы приобрести.

  92. Алексей, у меня не было фиксов 35мм ни одного, так что не могу ответить на ваш вопрос.

  93. Приветствую!
    А что скажете по поводу Sony Sal-16105? Хочу взять в качестве основного объектива в поездки. Есть неплохой телевик. Сейчас вблизи снимаю Самсунгом EX2F – неплохая светосильная мыльница. Будет очевидно улучшение качества снимков?

  94. keyser78, ну вообще, не лучший объектив, 16мм у него слабые. Если можете лучше берите Tamron 16-300 – гон и лучше и еще более универсальный.

  95. Сонька 19 стоит новая. Тампон значительно дороже 🙁

  96. Что скажете о Sigma 18-50mm f2.8-4.5 ?
    привлекают малый вес и постоянный размер по сравнению с другими объективами повыше кита

  97. Нет, эти Сигмы с переменный ФР не очень то хороши. Если вы хотите качества то смотрите на 17-50/2.8 разных модификаций. И при покупке проверяйте на своей камере, бывают несовместимые пары тушка-стекло, просто оденьте и убедитесь, что работает.

  98. Добрый день!

    Хочется услышать мнение.Что лучше выбрать начинающему фотографу (уличные прогулки,детские праздники,портретная съемка…).Аппарат Sony aльфа58. Пока есть возможность купить какой-нибудь недорогой б/у объектив. И то выбор в барахолке невелик.
    Что скажете о Sony 85F2.8 в качестве портретника?

  99. Alex, стекло не светосильное, но качество картинки у него очень неплохое. Так что вполне стоит того, чтобы взять в качестве портреника.

  100. Здравствуйте!
    Я хочу купить широкоугольный и макро объектив для Sony slt A58. У меня есть штатный объектив 18-55, им я и снимаю несколько лет. Хочу расширить предел возможностей. Хочу взять подешевле, чем у Сони. Подскажите, пожалуйста, какой у нему подойдет?

  101. Я так понимаю, вы ищете самый дешевый вариант? Это наверное Tokina 12-24/4 первой, отверточной, версии. Ну или Tmaron 10-24 отверточный, оба неплохие стекла, но надо выбирать, легко нарваться на неудачные экземпляры.

  102. Нет, не самый дешёвый, хотя бы раза в два дешевле, чем у Сони. И, чтобы качественные были варианты.
    Спасибо!

  103. Подскажите, пожалуйста, в путешествие, для съёмки пейзажей какой посоветуете объектив? Как я понимаю, чем больше фокусное расстояние, тем лучше?18-135 будет нормально?

  104. Добрый день!

    у меня Sony a58.
    Хочу к нему портретник выбираю между sony DT 50 мм F1,8 SAM и SAL50F14. Пытаюсь их сравнить.Помогите,пожалуйста.

  105. Оксана, чем больше диапазон, тем, конечно удобнее. Но взамен вы теряяте светосилу. 18-135 это такое “ни рыба ни мясо” – у него качество и светосила, как у ультразума, а диапазон так себе. Лучше посмотрит последнюю (!это важно!) Сигму 18-200 или Sigma 18-300. Последняя это с букой C на конце – Contemporary которая. Предыдущие модели сильно хужею. Эти можно взять на вторичке не дорого.

  106. Александра, вообще соневский 50/1.4 не сильно хорош, картинка у него очень так себе. 1.8 лучше, но, конечно, менее светосильный. Я бы брал 1.8. Или, если гнаться за красивой картинкой, то Сигму 50/1.4, но у сигмы автофокус часто мажет…

  107. Здравствуйте!
    Спасибо большое за Вашу помощь!
    Я нашла недорогой объектив Tamron AF 70-300 F 4-5,6 Di LD Macro, но меня смущает цена в 8000, подскажите, пожалуйста, подойдёт ли он к моему Sony a58?
    И более дорогой, за 17000 Tamron AF 18-200 F 3,5-5,6 DI II VC. Этот точно подходит.
    Что лучше выбрать?

  108. Оба будут работать. Первый – крайне дешевый телевик, никакого качества вы от него не дождетесь, края там – сплошное мылище на 200мм конце. Не советую (хотя да, будет работать). 18-200 получше да и поуниверсальнее, да еще со стабом. Тоже не супер качества стекло, но лучше первого. Ну и это стекло которое может всё – с таким удобно. Если больше хотите качества, то можно купить на вторичке Sony 16-50, сейчас они тыщ по 18 стоят. Он конечно не телевик, но очень качественный зато. Или тоже на вторичке Tamron 70-300 USD, они тыщ по 11 есть вроде – это новая версия, ГОРАЗДО лучше первого 70-300!

  109. Да, спасибо. У меня есть стандартный китовый объектив 18-55, я хочу в путешествие взять, природу поснимать в том числе. На вторичке боюсь брать, вдруг окажется потом, что с дефектами.

  110. Ну если купите 18-200, то стандартный вам не понадобится. Что касается б.у. то купить стекло со скрытым дефектом (перекошенная линза) примерно одинаково вероятно и в случае б.у. и в случае нового. По этому желательно проверять и новые. Ну а что он не грязный и работает – это легко проверить просто при осмотре.

  111. Спасибо! Решила купить 18-200.
    Теперь выбираю вспышку.
    Подскажите, пожалуйста, а вспышка YongNuo Speedlite YN -560 IV универсальная?
    Подойдёт к Sony a58?

  112. Смотрите, вам важно, чтобы она работала в режиме TTL. То есть, вспышка, которая универсальная для всех система одновременно – вам не подойдёт. Вам надо, чтобы вспышка была для Сони именно. И там должно быть написано Supports TTL. тогда она будет работать как родная именно. Универсальная работает только в ручном режиме. Плюс учитывайте, что крепления у Соневских вспышек было два – черное (старое), и обычный “горячий башмак” (новое). На А58 – новое. Так что на вспышке должно быть указано что она работает с A58, A68, A77-2, A99-2 итд. Из китайских лучшие вспышки Godox, но и Youngnuo тоже ничего.

  113. Хорошо, понятно, спасибо большое за подробное описание!Буду искать.

  114. Здравствуйте!
    Искала везде Tamron 18-200 , но что-то совсем по нему нет предложений ни б/у, ни новых(
    Подскажите, пожалуйста, примерно за такую цену и с такими характеристиками можно найти объектив для Sony a58?

  115. Или может я что-то не понимаю. Если пишут, что подходит для байонета: Canon, Nikon, Sony A. У них одинаковые байонеты и я могу брать любой?
    Подскажите, пожалуйста.

  116. Здравствуйте, имеется фотоаппарат sony alpha 5000 беззеркалка, появилась задача фотографировать интерьеры, а именно потолки, посоветуйте объектив к нему для этой задачи, недорогой

  117. Увы, дешевого ширика под E нет. Значит нам нужен ширик под А и переходник. Нечто типа LA-EA2 + Sigma 10-20/4-5.6 (если вы снимаете освещенные потолки) или LA-EA2 + Tokina 11-16/2.8 если снимаете в полутьме.

  118. Последним я б поставил минолту 100-300 АПО. Очень мне нравится.

  119. Доброго времени суток. Нужен совет по объективу, а именно Сигма 75-200 мм 2,8-3,5. Стою перед выбором между Сигмой или два мануала Сонар 135/3,5 и Такумар 200/3,5. Объектив подбираю для съемок уличного портрета. Хочется услышать ваше мнение

  120. Честно говоря ни один их мануалов этих я в руках не держал, так что сложно сказать. Знаю только, что мне было бы сложно наводиться мануалами при съемке портетов, так что я бы предпочел АФ стекло.

  121. Здравствуйте. Есть камера Сони а 37, подскажите, пожалуйста, какой объектив лучше выбрать для пейзажей, хочу взять в путешествие.

  122. Я думаю, вам нужен отличный штатник – 16-50/2.8. И довольно широкий и качество очень неплохое. Да и сейчас он не дорогой уже.

  123. Добрый день,Павел!
    Помогите мне разобраться до конца в современной технике. Я кинорежиссер и очень старый.Основная моя жизнь – 35 мм пленка.
    Соответственно камеры советские и оптика к ним тоже. Сейчас все помешались на БОКЕ. ( японское слово) Мы же просто ставили туманник, сеточку ,а иногда в прохладную пору можно было просто дохнуть на стекло и получить невероятную красоту на экране ,короче,-портили свойства объектива. И это не было главным!
    У меня возникли проблемы с поисками недорогого зума для SONY a7C . в пределах 70- 300 , 70-200 мм У камеры полный кадр. У меня есть простой ТАМРОН 70 -300 от зеркалки “PANASONIC” D100. Какой возможен переходник и есть ли такой конкретный для этого случая?
    Я второй день с удовольствием читаю Ваши обзоры и радуюсь заочному знакомству.
    С уважением Владислав Виноградов
    Кинорежиссер .

  124. Добрый день, Владислав!
    Я предлагаю сконтачится через почту, потому что думаю, вопросов надо будет решить много. Напишите мне на paul-elisarov@ya.ru и поговорим обстоятельно.

    Дело в том, что у Панасоник никогда не было зеркалки D100. У Панасоника были зеркалки L1 и L10 и всё… Если у вас камеры D100, то Nikon, у них камеры D100, D200, D300, D500 итд. Если у вас камера 100D, то это Canon.

    В общем, напишите мне на почту.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *