Китай. Конфуцианство. Пекинский Храм Конфуция.
Китай – удивительная страна. В ней мирно и в гармонии сосуществуют несколько религий. Это Буддизм, Конфуцианство и Даосизм. Эти религии разные по своей сути, разные по философии, лежащей в их основе, но они мирно сосуществуют, уважают друг друга. Существует распространенный сюжет китайских картин, изображающий Будду, Конфуция и Лао-Цзы (основатели этих религий) вместе.
Сегодня я расскажу о Пекинском Храме Конфуция, постараюсь немного раскрыть перед вами и суть этой религии, основанной мудрым человеком 2500 лет назад, чьи наставления легли в основу философии практически всех восточных стран – Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, итд.
Конфуций (или в китайской транскрипции Кун Цзы) – китайский философ, живший в 551г. до Н.Э – 479г. до Н.Э. – 2500 лет назад. Он родился в знатной семье. Его отцу было 63 года, и он умер через три года после рождения сына, и в основном Конфуция воспитывала молодая мать. Его мать была доброй и благородной женщиной, что оказало влияние на раннее формирование характера мальчика. В 7 лет Конфуций пошел в школу, где показал недюжинную восприимчивость к учениям. Его учили грамоте, музыке, управлению колесницей, стрельбе из лука – всему, чему учили знатных китайцев того времени. Играм с детьми он часто предпочитал беседы с мудрыми старцами, чем немало удивлял окружающих.
В 17 лет он, как сказали бы сейчас, окончил школу с золотой медалью – сдал все экзамены на максимальный результат. После этого он пошел на государственную службу. В начале он был хранителем амбаров, затем смотрителем скота царства Лу (в те времена единого Китая еще не было, и он представлял собой множество мелких царств). Конфуция спрашивали – не беспокоит ли его то, что он не занимает почетных должностей. Он отвечал – «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».
К 25 годам он приобрел столь большую известность, как умудренная личность, что его пригласили в столицу. Обычно в русских источниках написано, что его пригласили в столицу Поднебесной. Но дело в том, что никакой Поднебесной, как единого государства тогда не было, и столицы, соответственно, тоже. Возможно это был столица его государства – Лу. Это был «Период Весны и Осени» и, возможно, его пригласили в Чжи, столицу царства Янь – самого сильного царства Китая того времени. По сути, в последствии, много позже, этот город стал Пекином. Там он стал активно продвигать идею образованности, как основу жизни культурных людей. Он основал учебное учреждение, где стали воспитываться молодые люди, в последствии занимавшие ответственные посты в государстве, в случае успешной сдачи экзаменов. Много позже, в 1302 году, как наследник той первой школы, был построен Пекинский имперский колледж.
Со временем Конфуций стал столь известен, что он занял пост министра правосудия – самый ответственный пост государства. А его ученики, люди образованные, заняли множество постов в государстве и принесли ему процветание и благоденствие. Столь быстрый прогресс государства, благодаря усилиям одного человека, испугал многих соседей, да и старые чиновники не были рады, что их места занимают образованные молодые люди из школы Конфуция.
Наветы недоброжелателей привели к тому, что император перестал доверять Конфуцию, и следовать его советам, и тогда Конфуций ушел. Он отправился в путешествие по стране, везде проповедуя необходимость образования, уважения предков, добродетельности. Он не делал различие между знатными людьми или бедняками. «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Он так же не собирал толпу последователей, призывая их следовать за собой. Наоборот, он всегда проповедовал проявление уважения к своему делу, профессии, своим корням и семье.
В учении Конфуция добродетель неотделима от образования. Он пытался показать людям, что жизнь образованного человека лучше, и полезнее для общества, чем жизнь невежды. По сути, Конфуций не создавал религию, он проповедовал принципы добродетельной жизни, гармонии в семье, гармонии в государстве, процветания для всех – от правителей до крестьян, происходящего из добросовестного исполнения своей роли всеми людьми.
Сам Конфуций описывал всю свою биографию так –
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».
Он умер в 479 году до нашей эры, не оставив после себя никаких письменных источников. Ученики Конфуция уже после его смерти написали книгу «Аналекты Конфуция» (она же «Лунь Юй»), это своего рода сборник диалогов Учителя с его Учениками. Они написаны на древне Китайском, и с трудом поддаются хорошему переводу на русский. Так например то, что принято переводить как «благородный муж» – не имеет никакого отношения к происхождению человека, а лишь оценка его сути. А «деревенщина» – не крестьянин, а противоположность «благородному мужу», то есть человек не добродетельный, не испытывающий тяги к знаниям и почтения к предкам. Вдумайтесь в эти мудрые слова…
«Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе»».
«Есть грубую пищу, пить воду и спать на согнутом локте — в этом тоже заключается удовольствие. Неправедное богатство, при том соединенное с знатностью, для меня подобно мимолетному облаку.»
«Учитель сказал: “Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен книжному червю. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем”
«Учитель сказал: “Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают о нем”»
«Учитель сказал: “Теперь о деревенщине. Можно ли вместе с ним служить государю? Пока он не получил чина, он боится, что может не добиться его, когда же он получит его, он боится его потерять. Боясь же его потерять, он готов на все”»
Через 2500 лет после жизни Конфуция, его учение живо, как религия Конфуцианство. Но это весьма необычная религия. Сам Конфуций никогда не говорил о себе, как об объекте поклонения, лишь как об Учителе, коим он и являлся фактически. Однако он чтил и учил чтить распространенные во времена его жизни традиции почитания предков. Со временем именно это и стало, скажем так, сверхъестественной составляющей Конфуцианства. Но все же никаких богов в Конфуцианстве нет. Во главу угла ставится именно благодетельная жизнь человека, честное выполнение своих обязанностей в обществе, почтительное отношение к живым, равно как и мертвым, предкам. Смерть рассматривается, как естественное продолжение жизни, и все, что человек делает при жизни, должно быть и направлено на улучшение его жизни и жизни тех, кто его окружает, а не на далекую и неведомую жизнь после смерти.
«Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее», — говорил Конфуций. Традиция — корень мира. Если хочешь, чтобы ствол и ветви были крепкими и приносили плоды, вернись к своим подлинным корням, к истокам, поверь и полюби…». Это учение легло в основу всей жизни восточных стран. Посмотрите, как в Китае относятся к своим корням, ведь их история не прерывалась вот уже более 3000 лет! Многие пытались неоднократно покорить Китай, и многим это удавалось, но раз за разом чужаки изгонялись, а традиции возвращались на место.
Как говорится – почувствуйте разницу. Ведь наше государство, столь же великое, как Китай, а по размеру значительно его превосходящее, уже почти не помнит того, что было более 1000 лет назад. Потому что крещение Руси прошло «огнем и мечем» по нашим землям, вырвав все корни, что было принято нашими тогдашними правителями с радостью, одобрено и поддержано. Да и в последствии, наш народ часто сам приглашал зарубежных правителей править собой. Добровольно. По сути бОльшая часть так называемых русских царей, русскими то фактически и не являлись.
В 18-19 веках Христианство попыталось с присущим ему напором проникнуть и в Китай. Но будучи не в состоянии понять гармоничное сосуществование разных учений, принялось уничтожать памятники «религий, ведущих людей в Ад», древние манускрипты, ценнейшие книги. Было уничтожено весьма много, и это привело к тому, что христианские миссии были запрещены. В 1840м, проиграв в «Опиумной Войне» Китай был вынужден снять запрет, но позже было введено ограничение на деятельность христианских священников не-китайцев, действующее до сих пор. Христианство не получило большого распространения. И хотя Китай и его религии очень терпимы к разным верованиям, но философия христианства настолько далека для местных людей, что оно просто не приживается.
Однако, вернемся к Конфуцианству Пекинскому храму, фотографии которого вы и видели до сих пор. Мистическая составляющая этой религии удивительно мала, по этому храмы Конфуция наполнены вовсе не образами богов. Храмовый двор уставлен часовенками с памятными стелами, исписанными именами тех, кто блестяще сдал экзамены в государственных школах.
Внутри храмов – алтари особо отличившихся в древности людей, ставших великими философами, чиновниками, принесшими процветание своим правлением, учителями. Перед каждым алтарем стоят символические подношения – горшочки, вазы, каменные бараны. Все это – жертвы великим предкам. Не знаю, что именно в горшочках, а вот живые бараны заменены каменными, гуманно.
На заднем дворе храма находятся скульптуры великих государственных мужей прошлого. Кто именно это такие, я не знаю, и когда жили эти люди- не понятно, но явно сами скульптуры не древние, я обнаружил на заднем дворе примерно такое же количество скульптур в полуразрушенном состоянии, видимо предыдущий комплект, который был заменен новыми скульптурами.
Повсюду в храме висят красные таблички с желаниями, подписанные людьми. Они создают такой красный покров на каждом заборчике, на каждом дереве.
Вообще храм Конфуция – удивительное место. Тут не так много народа, по всюду стоят живые цветы, растут старательно выращенные деревья, красиво увитые фикусами, и царит спокойствие. Везде стоят лавочки, где можно сесть и насладиться спокойствием этого места, звенящей внутренней красотой аллей. Не о таких ли местах мечтает каждый, кто хоть немного в душе философ?
А рядом с храмом, соседняя территория – имперский колледж, говорят тот самый, созданный когда то самим Конфуцием. Конечно не в смысле здания и даже не в смысле территории, но то же самое учебное учреждение. В него ведут ворота, богато украшенные изразцами и драконами. Ворота очень красивые.
По центру, в окружении воды, стоит центральный лекционный зал, где сам император читал лекции перед учениками колледжа. Колледж готовил государственных чиновников, и Император часто читал там лекции.
Те, кто заканчивал колледж успешно, овладевал каллиграфией, математикой, литературой и философией, направлялись на престижные работы, Ии со временем могли надеяться занять солидные государственные чины. Те же, кто плохо заканчивал колледж, в разные времена либо отсылались подальше от столицы, заниматься примитивной работой, либо их просто казнили, чтобы бездарные управленцы не могли случайно занять значимые посты.
Кафедра, с которой выступал Император, выглядит очень красиво. Представьте как среди всего этого красно-золотого величия с небольшими вкраплениями голубого, восседает фигура в желтом одеянии (императорский цвет), расшитом лазурными дрконами!
Ну и в заключении о том, как доехать до Пекинского Храма Конфуция (北京孔庙) и имперского колледжа (国子监). Это очень просто. На метро, вам нужно доехать до остановки Yonghegong Lama Temple. Выход в этой остановки расположен прямо в стене храма Юнхэгун (рассказ о нем будет следующим). А напротив Юнхэгуна есть улочка, по которой надо пройти метров 100 буквально, и вы окажетесь у входя в храм Конфуция.
Дорогой автор (я имени Вашего не знаю). Похоже, с большим удовольствием перечитаю всю ту часть Вашего блога, которая о путешествиях по Китаю… Вот только все больше чувствую, что без Ваших советов мне маршрут не составить. Ведь в Пекине я планировала пробыть дней 6, так как еще хочу съездить в Сиань, посетить Шао Линь, еще мечтаю о Шанхае и горах, кот. называю в простонародье горами Аватара… а на все у меня дней 14.
Нужен Ваш совет по разумному составлению маршрута, это точно.
Жалко, что у меня не будет такого замечательного попутчика…
Марина, отвечу письмом.