Обзор камеры Fujifilm X-T100.

Давно у меня не было обзоров камер, к сожалению. И вот сегодня я хочу представить вам обзор небольшой беззеркалки от Fuji – Fujifilm X-T100. Я приобрел себе эту камеру специально для использования с мануальными объективами, но у меня есть к ней и простенький АФ объектив — Fujinon 16-50/3.5-5.6, так что я хочу представить вам полноценный обзор камеры.

Сейчас я уже достаточно поснимал на нее, в разных местах, разные вещи, и составил своё мнение об этой малышке, так что сейчас я вам его и изложу. Разумеется, я сравниваю работу камеры с моей Nikon D7500, которая остается моей основной камерой, по этому прошу избегать глупых комментариев о том, что Никон мне что-то там проплатил, это, к сожалению, не так.

Но, в начале, давайте поговори о самой камере.

Вообще, эта камера у Фуджи является неким «отпрыском» не в стиле самой фуджи. В ней использована матрица не X-Trans, как на всех «основных» камерах от Фуджи, а обычная, с Байеровским фильтром. У камеры эргономика не фирменная «ретро» от Фуджи, а обычная, основанная на PASM диске режимов. Тем не менее, камера, как и любая Фуджи, снимает JPEG с эмуляцией пленки, имеет расширенные режимы Динамического Диапазона DR200 и DR400. В общем, это такой гибрид Фуджи с обычной камерой. Давайте разбираться, хорошо ли он вышел.

Начнем, как всегда с эргономики. Для начала о сладком. Управление камеры продумано весьма хорошо. В вашем распоряжении есть диск PASM, который я считаю наиболее удобной основой управления камерой, выигрывающей у всех попыток его заменить, и три колеса — верхнее, заднее и левое. Заднее колесо управляет «основным» параметром (допустим, в режиме A оно управляет диафрагмой), верхнее колесо справа управляет экспокоррекцией, а левое большое колесо можно поставить управлять тем, чем вы хотите, у меня оно управляет переключением зон фокусировки.

Помимо этого, есть кнопка Fn, которую вы сами программируете на то, что вам нужно, у меня он вызывает меню ISO, есть мультиселектор, каждая стрелка которого имеет своё назначение, а центральная кнопка вызывает меню, есть кнопка Q, вызывающая меню быстрого доступа. Слева на камере находятся кнопки Play и Delete. Кроме того, экран камеры чувствителен к нажатиям.

Так же имеется выделенная кнопка переключения между экраном и ЭВИ, что меня порадовало, а еще больше меня порадовало, что кроме 3х позиций (экран, ЭВИ, переключение сенсором), есть еще 4я позиция — работа с сенсором с последующим быстрым показом снятого кадра на экране. Это работа «как на зеркалке» очень удобная, такой позиции мне очень не хватало, когда я снимал на Сони.

Всё это вместе даёт весьма приличное управление, гораздо более подробное, чем обычно есть на камерах такого уровня. И всё было бы вообще «супер», если бы не одно но… Если бы камера была ну хотя бы раза в полтора больше. От сладкого переходим к ложкам, или даже половникам дёгтя.

Камера ужасающе маленькая. Камерой «из коробки», как по мне, так вообще невозможно пользоваться. Беря ее в руки, вы практически гарантировано нажимаете на ней что-то, одну или даже не одну кнопку. В зону опасной близости от ваших пальцев попадает даже мультиселектор, с кучей функций, и он начинает случайно нажиматься, и в камере случайно меняются всякие установки, это просто ужас. Просто кладя ее в кофр я в 70% случаев задевал тумблер включения и включал камеру случайно, убирая её. Однако, Фуджи прилагает к камере… Даже не знаю, как называть… Зародыш дополнительного хвата. Такая капля в море, которую можно привинтить к корпусу и сделать камеру чуточку более удобной. Но чуточку более удобно, чем ужас, это всё еще ужас.

Но, к счастью, благодаря Китайцам, выход есть. Они делают к этой камере дополнительный хват, весьма большой по сравнению с самой камерой, и он практически совершает чудо — камерой становится можно пользоваться! Выглядит это вот так.

Увы, ручка просто металлическая, и в холодную погоду будет не очень приятно, но без нее, на мой взгляд, все старания инженеров Фуджи по созданию неплохой (во всем кроме размера) эргономики, пропадают даром. С ручкой же все неплохо, правда, вытащить карточку памяти из камеры становится трудновато (не невозможно, но быстро это уже не сделать). Как по мне — небольшая плата за возросшее в разы удобство.

Экран камеры хорош. Он яркий, он четкий, он чувствителен к нажатиям, правда по какой-то загадочной причине, когда вы вызываете Q меню, где, вроде он просто обязан работать, он берет и отключается! И навигация по меню возможна только с помощью мультиселектора.

Главное, это то, что экран камеры не только наклоняется вверх и вниз, как на большинстве камер, но и может быть отклонен на 180 градусов в бок. Это несколько менее удобно, чем Tilt-Switch механика, как на многих Canon и хуже, чем консольная подвеска, как на Сони А77, но дает много больше возможностей по работе с камерой в вертикальном положении, чем просто наклонный экран, не говоря уже о фиксированном, который я вообще считаю анахронизмом.

В паре к экраном работает отличный ЭВИ. Он очень хорош, просто не к чему придраться. Не поймите меня неверно, есть и лучше, допустим у Nikon Z7 или Sony A7R3 — лучше ЭВИ. Но цена то у них как бы побольше! Для камеры этого сегмента — это просто подарок. И ЭВИ и экран имеют два режима работы. Если камеру в меню включить в режим высокой производительности, то они начинают работать с высокой частотой обновления кадров. Конечно, это больше ест батарею, но работать ощутимо приятнее. Радует, что Fuji X-T100 дает вам выбор в каком режиме вы хотите работать.

Раз уж я сказал о батарее, то скажу стразу, что в хоть в Fujifilm X-T100 батарея и небольшая, но работает она достаточно долго. Просадки прямо на глазах нет, саморазряд в выключенном состоянии не заметен, возможно, его и нет вообще. В общем, тут претензий к камере нет. На Алиэкспрессе продается много аналогов батарей с зарядными устройствами, которое я себе купил, так как считаю зарядку камеры через порт неудобным. Но радует опять же сам факт того, что это возможно.

Теперь плавно перейдём к картинке. В Fuji X-T100 работает необычная для камер этой фирмы матрица — соневская 24Мп матрица обычной конструкции. Это достаточно поздняя версия 24Мп кроп матрица и она дает очень приличные результаты. Раньше у меня уже была камера Fuji – это была X-T1. И, как ни странно, она меня совсем не впечатлила по части цветопередачи, особенно в солнечный день. У T1 вечно небо выходило сероватым, цвета какие-то «грязные». Да, я знаю, что Fuji особо гордилась именно цветопередачей своих X-Trans матриц, но вот оная матрица в T1 меня совсем не впечатлила. А вот X-T100, на мой, взгляд, обладает просто шикарной цветопередачей. При проявке кадров (В Capture One Fuji Express) я лишь чуть-чуть увеличивал Saturation, и регулировал света и тени, и больше не трогал вообще ничего. Даже мой любимый D7500 требует несколько большей коррекции, чем малышка Fuji X-T100.

Передача скинтонов тоже очень на высоте, вообще ничего править не надо, кроме, опять же, некоторой вытяжки светов. Кстати, снимать людей на прямом солнце вполне можно, динамический диапазон это позволяет и в Capture One легко убираются неизбежно возникающие пересветы.

Вообще, ДД камеры радует. Он большой и дает очень пластичную картинку, где можно вытянуть и тени и света в значительной мере.

Однако, есть и не очень приятная особенность… Fujifilm в своих камерах включает шумодав, который нельзя отключить. То, что можно отключить, это второй шумодав, который работает уже после неотключаемого первого. Первый же практически полностью избавляет картинку от цветного шума. Даже на ISO 6400 его почти нет. Это одновременно и хорошо и плохо. Хорошо, так как картинки на ISO 6400 даже не требуют никакой дополнительной обработки, а плохо тем, что убирая цветной шум, камера сжирает некоторое количество деталей. Имея 24Мп на борту, камера может себе позволить несколько потерять в разрешении, но, всё же, лучше было бы, если этот глубинный шумодав отключался бы. Кстати, замечу, нечто похожее есть на Pentax, но у FUJI этот шумодав лучше — деталей ест меньше.

Камера, как любая Фуджи, имеет весьма развитые способности для работы в JPEG. Вы можете назначить цветовой профиль, соответствующий какой-то пленке, причем внутри профиля можно еще осуществить настройку. Кроме этого, вы можете указать камере вытянуть или наоборот, зарубить света и тени. Дополнительно к этому, есть еще режимы расширения динамического диапазона DR200 и DR400. О них расскажу чуть подробнее.

Режимы DR100, DR200, DR400 появились в камерах Fujifilm S2 Pro, на матрицах Super CCD. Там расширенные режимы включали восприятие камерой данных с дополнительных, мелких пикселей на матрице, и по сути, камеру надо было включить в режим DR400 и так оставить навсегда, так как динамический диапазон лишним не бывает. И, на сколько я помню, там эти режимы работали только для съемки в JPEG. Но в современных камерах от Fujifilm матрицы другие и работают эти режимы не так.

В современных камерах Fuji, в том числе и в Fuji X-T100, эти установки работают как при съемке RAW, так и при съемке JPEG. Никаких особых пикселей в камерах (причем в том числе и на X-Trans) нет, и работает этот алгоритм так: когда вы выставляете режим DR400, камера вам сообщает, что минимальное ISO теперь стало 800 единиц вместо 200. Когда вы снимаете кадр, он делается на ISO800, но недоэкспонируется на 2 стопа. После чего камера (если вы снимаете в JPEG) или «умный» RAW конвертер (если вы обрабатываете RAW) автоматом поднимает при проявке кадра тени на 2 стопа. Таким образом, благодаря недосвету при съемке все сильно освещенные детали точно не пересвечены, а благодаря вытяжке теней все слабо освещенные детали вытягиваются из черноты. Если вы снимаете в JPEG, применение этого режима имеет смысл в некоторых случаях. Но при съёмке в RAW вы добьетесь лучших результатов, просто вытягивая света и тени обычным образом в вашем конвертере. Допустим в Capture One это делается весьма хорошо. Так что, хотя «фокус» с «расширением» динамического диапазона и работает в RAW, там он просто лишен смысла, матрица камеры позволяет очень неплохо тянуть и света и тени, и нет смысла применять этот режим.

Вообще, я хочу сказать, что видимо камера очень неплохо снимает JPEG, но я подчеркиваю в очередной раз, что снимать в JPEG гораздо труднее. Чудес не бывает, и вы просто меняете обработку в редакторе после съемки на автоматическую обработку внутри камеры при съемке с ТЩАТЕЛЬНО ЗАДАННЫМИ ВАМИ ПАРАМЕТРАМИ съемки. Иначе говоря, чтобы хорошо снимать в JPEG, вы должны изучить описанные мной выше параметры, точно представлять, как они влияют на кадр и на ходу менять их и экспокоррекцию при съемке, вот тогда и только тогда, камера будет выдавать реально хорошие JPEG.

У меня просто не было времени так подробно изучать камеру, так что я снимал в RAW и позже все проявлял. RAW от Fuji X-T100 очень пластичные, имеют большой запас и в светах и в тенях, как правило точно экспонированы и с правильным балансом белого, так проявлять их ну очень легко. Я бы советовал сам пользоваться бесплатной программой Capture One Fuji Express. Буквально пару дней назад у любимой мной программы DXO вышло обновление, позволяющее работать в камерами Фуджи, в том числе и с X-T100, я попробовал, но не сравнил подробно, кто из них лучше.

Теперь давайте поговорим о съемке с мануальными стеклами. Я купил камеру именно для этого. С одной стороны, камера, в отличие от старших моделей T1-T2-T3, имеет только одну «помогалку» для наводки на резкость с мануальным стеклом — фокус пикинг. С другой стороны, работает он неплохо а ЭВИ такого хорошего качества, что фокусировка осуществляется без проблем даже со стеклами с мизерным ГРИП.

Однако, если стекло старое и малоконтрастное, то пикинг может и почти отказаться от работы. Но, в этом случае, вас опять же спасёт ЭВИ, навестись даже не видя пикинга и не применяя лупу — вполне можно.

Однако, это верно лишь для стекол с нешироким углом обзора. Если вы берете ширик, то пикинг у вас всегда будет весь кадр показывать красным, и разобрать, где там фокус, просто нереально. Я поснимал шириком, но просто выставив его на бесконечность и вообще не трогая фокус. Так тоже можно.

Теперь поговорим об автофокусе. Вообще, камера обладает довольно подвинутой системой АФ по характеристикам. Всего у камеры 91 точка фокусировки, покрывающие очень приличную площадь. Центр кадра закрыт точками с фазовым автофокусом, ближе к бокам АФ работает только контрастный. В целом, камера, хоть и не хватает звёзд с неба по скорости АФ, но и тормозным его назвать нельзя. Скорость работы вполне нормальная.

Однако, умом автофокус, прямо скажем, не блещет, даже если мы говорим об одиночном АФ. В своё время, испытывая Сони А5100, я был приятно удивлен, что камера словно запоминает, на чем вы фокусировались предыдущий раз и следующий раз старается ловить этот же или близкий объект. Здесь о такой «догадливости» речи нет. Снимая некий близкий объект много раз подряд камера раз за разом пытается фокусироваться куда-то на задний план, причем даже, если использовать одноточечный АФ, а тем более, если использовать зону 3 на 3 или широкую зону. Ну и набор зон у камеры не велик — только то, что я назвал выше.

В общем, работать с камерой можно, но, могли бы сделать АФ по-умнее.

У этого АФ есть детекция лиц и глаз — удобнейшая вещь, присущая беззеркалкам. Это очень радует, несомненно. Однако, более плохой детекции лиц я просто не видел. Камера ловит только крупные лица, смотрящие предпочтительно в анфас и только с широко открытыми глазами. То есть, данная технология находится ну совсем в зачатке. Стоит человеку зажмуриться, и камера не только теряет глаз, но и перестает распознавать лицо, и так и норовит съехать фокусом на задний план. Человек поворачивается к вам под 45 градусов — камера опять таки перестает в нем узнавать человека. Например, вот на этой фотографии камера не увидела лицо вообще, а уж глаза тем более.

В общем детекция глаз будет полезной только в одном случае — в студии, когда вы снимаете светосильным стеклом крупнолицевые потреты, а в повседневной жизни эта фича практически бесполезна.

Следяший АФ у Fuji X-T100 работает, но особых высот от него не ждите. За машиной, едущей вам на встречу он в основном уследить может, при съемке с максимальной скоростью в 6 кадров в секунду, нерезко выходят примерно 1-2 кадра из 10. А вот за мотоциклистом — уже с трудом, нерезкими вышли больше половины кадров. И это с китовым стеклом, у которого ГРИП большая, а при использовании светосильной оптики думаю, будет совсем печаль.

Камера имеет и механический затвор, позволяющий снимать с выдержкой до 1/4000с и электронный, позволяющий снимать до 1/32000c, что как раз с мануальными стеклами очень полезно, так как позволяет снимать на открытой диафрагме в солнечную погоду.

Электронный затвор полностью беззвучен, хотя его можно сопроводить звуком спуска из динамика, при желании. Затворы могут работать как по отдельности, так и вместе, оба сразу, когда электронный затвор срабатывает как бы внутри механического.

Интересно, что камера любит блокировать работу встроенной вспышки. Я по началу думал, что вспышка просто бракованная, но оказалось, что чтобы она заработала, надо включить пункт «Звуки и вспышка», надо поставить механический затвор и надо выключить серийную съемку, иначе вспышка просто не срабатывает. Нигде такого не видел. Причем, камера не сообщает ничего на эту тему. Просто вспышка не работает и всё тут. Наверное это есть в руководстве, но у меня его нет да и мало кто их читает.

Серийная съемка у камеры происходит либо с 6fps, лио с 3fps. В случае с 3fps, JPEG можно снимать бесконечно, а в случае с высокой скоростью, в буфер влезает 26 JPEG кадров. А вот с RAW все сильно хуже. Дело в том, что камера Fuji X-T100 может писать только один тип RAW файлов — несжатые. При этом каждый файл занимает аж 42 мегабайта! Видимо, процессор камеры достаточно слабый и его решили не напрягать еще и упаковкой RAW и он пишет всё «как есть». Разумеется, число кадров, влезающих в буфер, резко падает. В общем, очередями уже не пострелять.

Кроме того, запись кадров на карту памяти останавливает работу камеры. Ели на моём Nikon D7500 я спокойно могу пользоваться даже медленными картами памяти, так как процесс записи файлов никак не влияет на возможность камеры снимать, пока не заполнен довольно большой буфер, то в Fuji X-T100 вам понадобится быстрая карта, чтобы не ждать, пока камера скинет свои огромные RAW файлы на нее.

Несколько слов скажу и об объективе. Родное стекло этой камеры, с которым она продается — Fujinon 15-45/3.5-5.6 PZ. Он складной, довольно компактный, и, к сожалению, он Power Zoom, то есть зум гоняется мотором туда-сюда, что очень неудобно. Еще говорят у него часто ломается шлейф при складывании и раскладывании. Так что я себе приобрел другой объектив — Fujinon 16-50/3.5-5.6 OIS II. Вообще, я крайне редко говорю хоть что-то хорошее о китовых стеклах. На мой вгляд, они, в целом, внимания не заслуживают. Исключением был разве что кит Олимпуса — ZD 14-42/3.5-5.6, который как раз мне и напомнил этот фуджинон. Сделан он как пластиковая игрушка, но при этом дает весьма добротное плотное изображение, не мажет по углам, в общем — вполне применимый объектив.

Не могу не сказать также и о том, что прочесав имеющиеся предложение оптики для камер Фуджи я был поражен дороговизной объективов. Хотя сама камера достаточно дешева, но нормальная система с кучкой объективов обойдется вам в очень большую сумму, к сожалению.

Хотя я обычно не говорю ничего о видео, но тут все же скажу, чтобы это не явилось для вас сюрпризом, если что. Камера снимает Full HD, там всё хорошо, а так же, может показаться, что камера снимает 4k. Но в 4k она выдает только 15 (пятнадцать!) fps, что, на мой взгляд, делает такую съемку просто бесполезной.

Давайте подведем итоги. Что же, с моей точки зрения, было хорошего и плохого в камере Fuji X-T100?

Положительные стороны.
– Хорошо продуманное управление камеры
– Хорошая работа Авто ББ
– Хорошая цветопередача без танцев с бубнами
– Хороший динамический диапазон камеры
– Довольно удобное меню камеры
– Возможность снимать в хороший JPEG, много параметров для этого
– Хороший ЭВИ
– Хороший экран с тремя степенями свободы
– Нормальная скорость серийной съемки 6fps
– Наличие полностью беззвучного электронного затвора

Отрицательные стороны.
– Ужасный хват, практически обязывающий покупать китайскую «приблуду»
– Не очень умный и не очень быстрый одиночный AF
– Плохо работающая функция слежения за лицом и глазами
– Откровенно слабый следящий AF
– 4k видео бесполезно с его 15 fps
– Слабый буфер серийной съемки

В общем и целом — камера неплохая, хоть и не самая лучшая. Но для своих денег она вполне адекватна. Для моих целей, для использования с мануальными стеклами, она весьма неплохо подходит. Слабый АФ не позволит ее использовать ни для чего, кроме статичной съемки, но, в то же время, многим большего и не надо. Слабый процессор дает взамен своих недостатков весьма приличное время работы от одного заряда. Наличие фазового АФ позволяет использовать переходник на стекла Кэнон, которые гораздо дешевле фуджевских, и вроде бы эти переходники работают весьма сносно. На этом позвольте закончить свой обзор камеры Fujinon X=T100. Вот здесь находится большой альбом фотографий, снятых этой камерой.

Share:

2 thoughts on “Обзор камеры Fujifilm X-T100.

  1. Скажите, а автофокус совсем прямо плох? Для обычных семейных целей, снимать в поездках семейных пейзажи, себя, семью – получится? Хочется хороших фоток, на работе посоветовали Huawei P20, но это всё равно только телефон, вот задумала купить фотик, этот нравится. Понимаю, нужно будет учиться, но хочется чтобы камера была все же хорошая… Что думаете?

  2. Ксюня, ну смотря как снимать. Если вы скажете ребенку бежать на вас и будете снимать сериями, то этот Фуджик больше промажет, чем попадет. Тогда лучше T20, ее АФ гораздо лучше, ну или Никон зеркалку, типа моей D7500 – она очень хорошо держит цель. А если снимать более спокойные кадры, а тем более пейзажи – то X-T100 вполне справится. Ну и хорошо что вы понимаете, и хотите учиться. Уверяю вас, камера даст несравнимый даже с лучшими мобилками результат. Мобильные фото хорошо смотрятся только на мобильниках.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *