7 советов начинающему фотографу

1. Не снимайте на полном автомате.

Фотоаппарат наполнен электроникой, но только вы, как фотограф, можете реально делать хорошие фотографии. Знаете как говорят? «Пушки не убивают людей, люди убивают людей.» То же и с фото — камеры не делают снимки, фотографы делают снимки. А чтобы делать хорошие снимки, вам нужен контроль над процессом. Любой хороший фотоаппарат с радостью даст вам контроль, его только надо снять с ручника… ну то есть с авто режима. Поверьте, обладая контролем над процессом съемки, вы сможете снимать гораздо осмысленнее, ведь фотоаппарат, каким бы он ни был умным, не знает чего вы хотите, а, следовательно, снимает некие усредненные кадры, и не более того. Вы же сможете воплотить в каждом конкретном случае свои замыслы в конкретные фотографии. Конечно, для этого вам потребуются знания и умения, что приводит нас ко второму пункту

2. Изучите теорию.

Как я часто говорю — чем лучше фотоаппарат, тем сложнее им пользоваться. Многие считают, что дорогая камера сама волшебным образом снимает так, что загляденье. Но это не так. Еще раз — камера не снимает ничего, снимаете вы. И чем лучше фотоаппарат, тем большее значение будет иметь понимание того, как формируется фотография. Для этого вам надо изучить такие понятия, как выдержка, диафрагма и чувствительность. Это так называемая «экспотройка» три компонента, влияющие на то, как именно будет выглядеть ваша фотография. Вы должны понять что именно значит каждый из этих параметров и какое слияние они оказывают на ваши кадры. Это необходимо, чтобы вы, управляя этими параметрами, могли делать кадры такими, какими вы их хотите видеть. Так же я бы советовал почитать хотя бы простейшие материалы по компоновке кадра, про золотое сечение и зонах внимания зрителя на картинке. Это вам пригодится и когда вы будете следовать правилам, и когда вы сознательно будете их нарушать.

3. Изучите свою камеру.

Камера — ваш инструмент, вы должны уметь пользоваться ей так же легко, как вы дышите, не задумываясь над тем, как именно вам сделать то или иное. Для этого, изучите заранее свою камеру. Узнайте как переключать режимы съемки, как управлять экспотройкой, какие есть режимы автофокуса и для чего они, и как быстро переключаться между ними, какие и для чего есть режимы протяжки кадров и экспозамера, и так далее. Если вы думаете, что вам это всё не надо, то вы ошибаетесь, так как это всё дает вам уймы возможностей, что, в конем итоге, даст вам больше хороших кадров. Обязательно прочешите меню камеры, чтобы узнать, где и что мы можете изменить. Не жалейте на это времени, ведь камера это не телефон, где нет смысла углубляться дальше изучения одной кнопки спуска, камера — это серьезный инструмент!

4. Используйте полуавтоматические режимы, в особенности режим А.

Часто можно слышать от новичков – «я снимаю только в режиме M». При этом часто это сочетается с тем, что люди считают, что диафрагма определяет просто сколько света попадает на матрицу и более ничего. Не уподобляйтесь таким «профи». Полуавтоматические режимы — ваши друзья, в отличие от полного автомата. Снимая в ручном режиме вы тратите время на настройку и/или часто получаете кадры с неверной экспозицией. Конечно, потом ее можно поправить, но наилучшее качество получается, когда экспозиция правильная. Пусть фотоаппарат об этом позаботится. Наиболее сложное слияние на кадр имеет диафрагма, так что в большинстве случаев, я рекомендую использовать режим А — режим приоритета диафрагмы, тем более, что выбор минимальной выдержки можно варьировать в хороших камерах. Более того, в современных камерах вы можете отпустить и ISO на авто определение, лишь задав его верхнюю границу по своему вкусу. Но вот «отпускать» в свободное плавание диафрагму не стоит, слишком многое от не зависит в кадре!

5. Используйте экспокоррекцию.

Экспокоррекция — ваш первый инструмент для изменения общей экспозиции кадра. Многие, увы, недооценивают этот мощнейший инструмент, тогда как он позволяет вам очень быстро менять общую экспозицию, не трогая остальные параметры. Есть очень много случаев, когда камера не будет знать точно, как надо снять то, что вы хотите снять. Допустим, в лесу она попытается высветлить все зоны, от чего ощущение леса пропадёт. Все, что вам надо сделать – это крутануть экпокоррекцию в минус, от -1/3 до -1 примерно. Ночью, если вы хотите получить именно ночь на кадре, надо зарубить экпокоррекцию еще больше. А в зимний пасмурный день наоборот — поднять ее на одну или две трети, чтобы кадры выходили посветлее.

6. RAW или JPEG.

Вероятнее всего, если вы начинающий фотограф, то вы не умеете «проявлять» RAW файлы и снимаете в JPEG. Однако, хорошо снимать в JPEG, так, чтобы кадры были не хуже того, что можно сделать из RAW – сложно. Это гораздо сложнее, чем снимать в RAW и потом проявлять кадры в каком-либо RAW конвертере. Так что для начала — научитесь пользоваться каким-то из конвертеров. Я бы рекомендовал DXO Photo Studio или Сapture One последних версий. Обе они имеют пробные версии, которые можно использовать месяц, так что попробовать можно обе. Я бы не рекомендовал Lightroom, с моей точки зрения, он — один из самых плохих конвертеров из крупных. Поняв, какие кадры вы можете делать через RAW, вы, со временем, сможете научиться их снимать и сразу в JPEG, но, повторюсь, процесс съемки это усложняет, так как надо активно «жонглировать» параметрами съемки и применять разные спец. режимы в нужных случаях. Проявка RAW не такой уж сложный процесс, скоро у меня будет статья по которой вы сможете сделать свои первые шаги в программе DXO. Некоторые экстремальные вещи вообще не доступны при съемке сразу в JPEG, допустим только при проявка из RAW я могу позволить себе при необходимости применять ISO 10000, как в кадре ниже.

7. Купите себе ультразум.

Последнее, что вам нужно, как начинающему — это ограничения. Купите себе минимально ограничивающую вас линзу — ультразум. О них у меня много статей. Лучше, конечно, покупать один их последних, их качество сильно шагнуло вперед в последнее время (правда, самый последний Тамрон — 18-400 не так хорош, как оказалось). С таким стеклом вы сможете практически никогда не испытывать недостаток фокусного расстояния, вы поймете, какие фокусные вам наиболее близки, на каких фокусных расстояниях вы хотите приобрести светосилу в том или ином виде, какие жанры вам наиболее близки, в общем, такая линза позволит вам изучить себя, свои пристрастия и потребности в фотографии. Ну и, просто напросто, пользоваться таким объективом — одно удовольствие — не отказывайте себе в нем! У этих стекло совершенно незаслуженно плохая репутация, часто основанная на качестве из далеких предком еще из 90х годов 20 века. Сейчас всё уже поменялось.

6 Comments

  1. Спасибо за ваш сайт! Недавно покупал себе фотоаппарат, так как понял, что айфон меня уже не радует в плане камеры, хочется большего, серьезного. Много думал над выбором стекла. Ультразумы практически никто не советовал, все их хают. Но я послушался именно вас! Купил Сигму “Королеву”, она все же по-дешевле. Ничуть не жалею, верно вы советуете такое стекло купить! Постоянно чешутся руки поснимать, вот были выходные с хорошей погодой – оба дня провел на улице с камерой в руках. Именно ультразум ну очень радует, как первое и пока единственное стекло – супер! Еще раз вам спасибо!

  2. Михаил, спасибо за добрые слова! Сейчас, когда ультразумы реально стали качественными, я вообще не понимаю, почему люди их “чураются”, просто инерция очевидно. Хороших вам кадров!

  3. Недавно перешла на фотокамеру с телефонов. Начитавшись форумов, пыталась все делать в M и проявлять в Руме. Очень расстроилась, так как часто получалось хуже, чем на тел! К счастью, увидела эту статью, перешла на А, скачала ДХО. Ребята, это небо и земля конечно!!! Не распишите ли подробно, как влияет А на снимок? Вы хорошо пишите!

  4. Лена, рад что мой материал принес вам пользу! Про основные параметры пока не писал. Была старая статья “Ликбез для начинающих”, ее до появления беззеркалок, но она вышла довольно сумбурной. Может и правда стоит написать отдельно о каждом параметре из экспотройки. Подумаю на эту тему.

  5. Спасибо! А какой выбрать первый фотоаппарат надо по вашему мнению?

  6. Сейчас индустрия находится на “перепутье”, или, можно сказать, около возможного передела рынка и сложно что-то советовать. Конечно, прежде всего все зависит от ваших денег, как ни банально. Если говорить просто о наилучшем отношении цены и возможностей, то сейчас это то, что у меня – Nikon D7500 – отличная камера. Но ее цена 55-60 тысяч, не так уж мало, а еще объектив нужно. Но это по нынешним временам не дорого. Если вы вы выбираете наиболее дешевый вариант, и это для вас главное – я бы советовал одну из Сони – А57, А58, А77, А68. Первые две вообще очень дешево отдают, а камеры то очень хорошие и стекла к ним можно купить очень дешево. Если же вы не ограничены по деньгам, то берите либо Сони A7RIII либо Nikon Z7, дорого, но современно и универсально – хотите используйте как кроп, хотите, как ФФ, хотите – с мануалами любыми.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *